Найти тему

Мелкие детали скульптуры "Экстаз святой Терезы Авильской" на которые мало кто обращает внимание. Что пытался донести автор с помощью работы

Скульптор, который считает себя не ремесленником, а мастером и даже творцом, в процессе создания своих произведений неизбежно пробует покорять все более высокие вершины и создает все более и более сложные работы. Это прослеживается и в творческом пути исключительно талантливого скульптора 17-го столетия Джованни Бернини.

Научившись вкладывать в инертный камень движение и жизнь, Бернини постиг искусство передачи эмоций и мыслей, тайных смыслов, подтекстов и символов – и уже в зрелом возрасте создал вещь, которую сегодня считают одним из венцов развития барокко эпохи Контрреформации. Речь идет о скульптурной композиции «Экстаз святой Терезы Авильской», которую автор по заказу венецианского кардинала Корнаро начал в 1645-м году и завершил только через семь лет – в 1652-м.

-2

На что же замахнулся именитый скульптор в этой работе?

Дотянуться до вершины

Масштаб задумки Бернини действительно впечатляет, потому что в этой работе он попробовал передать ни много не мало – соприкосновение человека с божественным. Скульптурная композиция состоит из двух фигур: самой Святой Терезы, погружающейся в "религиозный обморок" (сегодня это называется измененным состоянием сознания, но в те времена такой концепции просто не существовало), и ангела с копьем, которое и стало острием соприкосновения с высшими силами, передав монахине-кармелитке неземные переживания. И надо отметить, что мастер передал ситуацию настолько достоверно, что для зрителя она кажется происходящей в тот самый момент, когда он на нее смотрит.

-3

Сюжет скульптурной группы Бернини почерпнул из собственноручной автобиографии Святой Терезы, в которой она весьма красочно описала свое видение встречи с ангелом и сопутствующие ей переживания. И передал ситуацию максимально искренне и эмоционально. Но самое интересное здесь в том, что статуи из карасского мрамора – это только самый очевидный уровень восприятия этого творения.

Потому что скульптор всю церковь превратил в многоступенчатое обрамление собственной работы. Фоном для статуй стали нисходящие бронзовые лучи "божественного света", а непосредственным окружением – алтарная ниша, в которой было предусмотрено как верхнее освещение, так и нижняя подсветка, источник которых был неочевиден для зрителя. Создавался ореол ауры невесомых фигур и покровительственный поток божественного внимания.

Но мистичная и воздушная композиция окружена "высшей волей" – группой колонн, а потолок над скульптурами украшают фрески с небесными мотивами и херувимами. Символы, вложенные в символы, причем все выполнено так, что живописные, скульптурные и архитектурные элементы этой сложнейшей работы гармонично перетекают друг в друга.

-4

Сам Бернини признавался, что именно это творение – его высшее достижение, причем он сумел превзойти себя и соединить две разные области искусства – скульптуру и живопись. Что тут сказать, да, да, да и еще раз да! Эта работа точно одна из его лучших! Глядя на работу – с этим трудно не согласиться, и если вы тоже так считаете – ставьте лайк. И убедитесь, что вы подписаны на канал – иначе вы пропустите интереснейшие рассказы об удивительных творениях мастеров и их скрытых смыслах.

Как вам работа, друзья?