Утром мы с Алексеем весьма оригинально покинули площадь Святого Петра в Ватикане..сломали забор и убежали)
Прогулялись неспешно по улочкам центра старого Рима пообедали.. Я успокоилась, после утреннего происшествия. Алексей и не волноваться совсем)
На территории Рима, расположились два государства - карлика: Ватикан и Мальтийский орден.
Ближе к вечеру, мы вернулись в Ватикан на Площадь св. Петра к Собору.
Площадь перед Собором, проектировал Лоренцо Бернини в 1656 - 1667 годах.
В центре площади, установлен обелиск. Его привезли из Египта в Рим в 37 году, во времена правления Калигулы и установили в центре цирка Нерона.
Сейчас на месте цирка, разбиты сады Ватикана.
По преданию, именно на месте садов Ватикана, был казнен Святой Апостол Петр.
Для католиков, Апостол Петр первый Папа Святого Престола и первый Архиепископ Рима.
В 4 веке, предположительно над могилой Апостола Петра была возведена небольшая базилика.
По прошествии 11 веков, базилика сильно обветшала и было принято решение, возвести на ее месте грандиозный собор.
В настоящее время, Собор св. Петра самая большая церковь в мире.
Купол Собора проектировал и возводил Микеланджело.
Купол виден практически из любой части Рима. Внутренний диаметр 41,5 метра, вес 14 тысяч тонн, внутри украшен мозаикой.
На входе в Собор, расположена плита с изображением символа Ватикана - двумя ключами. перевязанными красным шнуром.
Название Ватикан произошло от названия холма на котором он расположен: Монте - Ватикано. С латинского название переводится, как "место гаданий".
Эти ключи изображают ключи данные Святому Апостолу Петру Иисусом Христом..
"И Я говорю тебе: ты Петр (Камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; И дам тебе ключи Царства Небесного..".
Ключи символизируют Папу, как наследника Апостола Петра и высшую власть церкви. Иногда, ключи трактуют буквально, как отпирающие и запирающие врата рая.
Бороздки ключей направлены вверх, в знак того, что власть Папы достигает небес.
Золотой ключ, это небесная церковь. Серебряный - земная.
Ключи связаны лентой, что символизирует единство церкви.
Внутреннее убранство Собора действительно, поражает.
Огромные мозаики на стенах и куполах. Их площадь превышает 10 000 кв.м.
Искусство мозаики в Ватикане доведено до совершенства. С 1727 года здесь действует лаборатория, которая занимается созданием новых мозаик и реставраций старых.
Мозаику с некоторого расстояния, совершенно невозможно отличить от живописи.
Лепнина, бронза, редкие сорта мрамора..
В Соборе и гротах, расположены захоронения 145 Римских пап. Многие надгробия, представляют собой, самостоятельные произведения искусства.
Об убранстве Собора можно говорить не часами, а днями. Искусствоведами и историками написано множество книг.
Мы в Собор возвращались еще ни один раз. В своих рассказах к нему еще вернусь. Сейчас расскажу только об одной его жемчужине, для меня самой интересной..
Утром мы попали в Собор в окружении плотной толпы. Остановиться и что-либо рассмотреть, было практически невозможно.
Гул голосов мешал сосредоточиться и ощутить место, где ты находишься, для меня это важно)
Вечером здесь относительно пусто. Можно спокойно все рассмотреть и обсудить.
Главное, что я хотела увидеть, это скульптуру Микеланджело Буонарроти.."Пьета".
Сразу у входа, справа в капелле за специальным антивандальным стеклом..
К сожалению, фотография не может передать всю плавность и текучесть линий мрамора. Необыкновенную ауру этого места. Я так ощущаю..
С итальянского Pieta переводится, как скорбь, сострадание.
На момент создания шедевра, Микеланджело всего 24 года.
Насколько сильно мог чувствовать малейшие нюасы настроения, в самый трагический для матери момент, столь молодой скульптор, для меня не постижимо.
Бежевый мрамор, словно теплый, словно струится, светится живым светом..
Не знаю, что это мое воображение, аура намоленного места, гениальность автора или чудо, но она прекрасна.. Я так вижу..
Микеланджело, в возрасте пяти лет потерял свою маму. Вырос немногословным, был физически силен, жил как аскет..
Многим современнкам было сложно признать авторство молодого скульптора. Однако, он никогда не вступал с завистниками в споры, но неоднократно возвращался к своему творению.
Однажды, услышал спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти.
Никогда не подписывавший свои творения скульптор, решил в этот раз увековечить свое имя.
Микеланджело остался на ночь в базилике и выбил на мраморе свое имя. Правда допустив ошибку в написании, ее так и не исправили:
"Микиланджело Буонарроти Флорентиец исполнил".
Христу на момент распятия было 33 года, соответственно Марии около пятидесяти лет. Однако, изображена Богоматерь намного моложе, примерно в возрасте умершей матери Микеланджело. Несмотря на маленький возраст, будущий художник очень подробно запомнил ее лицо.
Обойдя Собор и решив еще в него вернуться, мы вышли в город..
Тишину огромного Собора сменили шум и огни вечного города.
Мы пошли в центр, предполагая ужин, но вдруг захотелось опять услышать тишину..
Вернулись к Собору..
Свернули направо и далее вдоль Тибра, к Замку Святого Ангела..
До Замка почти километр. Вокруг на удивление тихо, говорить не хочется пока. Слишком много впечатлений..
Дошли до Замка. Здесь людно, сюда потом еще вернемся..
Замок интересен очень, это и мавзолей императоров и убежище пап, и сокровищница, и тюрьма. А Дэн Браун решил еще сделать его логовом иллюминатов.
Конец октября, а на улице лето воздух теплый влажный. Ветер со стороны моря. Шум воды неспешного Тибра "смывает" лишнии мысли..
Идем мимо стены Ватикана, вверх по холму, в квартал Ватикан.
Идем не одни кто-то только возвращается с работы..
Ватикан..абсолютная выборная монархия.
Государство имеет свою судебную власть. Гражданский и Уголовный процессуальные кодексы Италии, действуют с поправками ни каноническое право (религиозно - правовые предписания).
Территория 0,44 кв.км., население около тысячи человек, подданство у менее пятиста.
Официальные языки итальянский и латынь.
Гражданство Ватикана, всегда является приобретенным. Оно не дается ни в силу рождения от гражданина Ватикана, ни в силу рождения на его территории.
Гражданство основывается исключительно на факте проживания на территории Ватикана и служении Святому Престолу. Кардиналы могут проживать и на территории Рима.
И тем не менее, Ватикану подчиняются миллионы человек на Земле, это действительно, некая параллельная жизнь..
Мне интересно..приходя ежедневно в Собор св. Петра, Библиотеку Ватикана, Сикстинскую капеллу, эти люди так же ощущают необычность данного места. Их так же трогает и волнует его красота и значимость в мировой истории?
У меня противоречивые чувства: и восторг и уверенность, что главного об этом месте нам не узнать и не понять..