В самом центре Санкт -Петербурга на Невском проспекте недалеко от Дворцовой площади расположено здание, вход в который украшает портик с четырьмя колоннами коринфского ордера. Уверена, что не каждый коренной петербуржец, бывал внутри. Над входом в здание расположена табличка с надписью "Библиотека". Только ли библиотека внутри?
Давайте присмотримся к фасаду. Портик завершается тимпаном, на котором изображены фигуры ангелов и раскрытое Священное писание. Над портиком расположен купол. Все это говорит о том, что помещение должно быть связано с церковью.
Зайдем внутрь. В холле нас приветствует потолок, расписанный в технике гризайль. Роспись потолка оригинальная, она была выполнена в XIX веке.
Вверх устремляется лестница с красивыми перилами.
Ступени на ней расположены, как веер. Конструкция этой лестницы уникальна, однако подниматься по ней крайне неудобно. Почему такая конструкция у этой лестницы, мы скоро узнаем.
Итак, поднимается на второй этаж и открываем тяжелые деревянные двери. Перед нами отрывается ошеломляюще красивый зал- Ротонда. Колонны, сводчатый потолок, орган. Все это говорит о том, что раньше здесь располагалась церковь. Раньше здесь был молельный зал Голландской реформатской церкви.
Взгляд приковывает купол. Невероятно красивая роспись кессонами. Создается впечатление, что здание намного выше, чем есть на самом деле. Роспись в технике гризайль создает 3D эффект. Купол будто парит в воздухе.
Роспись потолка в зале перекликается с росписью потолка в холле.
Купол поддерживают восемь колонн коринфского ордера. Колонный выполнены из искусственного мрамора.
Капители колонн можно рассмотреть совсем близко с хоров. Это настоящее произведение искусства.
Есть интересная легенда, связанная с возникновением коринфского ордера.
«… одна девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которыми эта девушка дорожила при жизни, уложила их в корзину, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. С наступлением весны, этот корень, придавленный тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.
В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ называли "искусник", проходя мимо гробницы, обратил внимание на корзину и на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищённый новизной и причудливостью формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера».
Совсем недавно в колонном зале зазвучал орган. Он был привезен из Голландии в 2020 году. Орган был подарен городу обществом "Друзья Санкт-Петербурга".
Орган был построен фирмой " Mart Vermeulen" в 1910 году.
Он был мал для такого зала, поэтому на задней его стенке были установлены дополнительные басы.
Орган можно услышать во время экскурсий или на концертах.
Прежде в зале был совершенно другой орган. Он был больше нынешнего, его изготовила немецкая фирма Эбехарда Фридриха Валькера. С 1927 года этот орган находится в петербургской капелле. В 1967-1968 и в 2006-2007 годах орган был реконструирован, но историческая часть инструмента была сохранена. В настоящее время голос Голландской церкви можно услышать на концертах капеллы.
Раз уж зашел разговор о том, что было раньше, самое время обратиться к истории.
В 1702 году Петром I был принят Манифест, согласно которому всем иностранцам, прибывающим в Россию предоставлялась свобода вероисповедания. Эта была необходимая мера для привлечения иностранных специалистов в Россию. Для воплощения планов императора стране нужны были прежде всего корабельщики, архитекторы, инженеры. Иностранцы в Россию поехали. Прибыли сюда и голландцы. Как известно, ранее Петр I в Голландии учился корабельному мастерству и точным наукам.
Самая первая иноверная церковь появилась в Санкт -Петербурге в 1708 году. Ее возвели на участке земли, владельцем которого был вице-адмирал Корнелиус Крюйс. Дом и участок земли Крюйса располагался на набережной Невы, где теперь находится Эрмитаж. Построенная церковь стала духовным центром для протестантов всех национальностей. Проповеди в ней велись на немецком и голландском языках. Голландская община тогда состояла всего из 36 человек, но со временем число прихожан увеличилось до 250. В общине начали подумывать о собственной церкви.
В 1724 году голландская община выкупает в собственность здание на реке Мойке. В 1733 году община приобретает соседний дом, расположенный на першпективной дороге к Невскому монастырю (так тогда называли Невский проспект). Так в Санкт -Петербурге возникает большой голландский культурно-религиозный центр. Он занимал участок от набережной Мойки до Конюшенной улицы. Земельный участок был застроен лишь частично, часть его использовалась под огород. Напротив голландской общины был расположен дворец графа Строганова. Графу не нравилось тот вид, который открывался из окон его дворца. Голландской общине был выставлен ультиматум: либо убирайте заборы и огороды и стройте красивое здание, либо освобождайте землю.
В 1736 году произошел пожар, который уничтожил все постройки голландской общины.
В 1742 году были построены новые здания из камня: кирха, дом пастора, школа.
Часть помещений голландская община сдавала в наем. С историей Голландской церкви связано прошлое множества торговых товариществ и культурных учреждений.
В феврале 1826 года в доме Голландской церкви открылся художественный магазин Андрей Михайлович Прево. Он стал первой в России постоянно действующей выставкой-продажей. Ни одного общедоступного художественного музея тогда в стране не существовало. Собрания картин находились в частных собраниях, а в Эрмитаж можно было попасть только по специальному приглашению. Выставка же в доме Голландской церкви оказалась открытой для всех желающих. Любой мог войти сюда и при возможности приобрести понравившуюся вещь.
Андрею Прево принадлежит идея создания гравированного изображения Невского проспекта от Адмиралтейства до Аничкова моста. Это было реализовано художником Василия Семеновича Садовниковым и гравёрами Петром С. и Ивана Алексеевича Ивановыми. В здании Голландской церкви была открыта типография Прево. Здесь и была издана известная "Панорама Невского проспекта". На панораме Садовникова запечатлено и новое здание Голландской церкви.
Со временем существующая кирха стала тесна для всех верующих, поэтому было решено застроить участок заново. Архитектором был назначен Павел Петрович Жако. Изначально по его проекту на здании были две башни, а купол был выше ныне существующего. Проект был пересмотрен и утвержден в новом виде. В 1831 году началось строительство. Церковь была построена в 1834 году. Строительство всего комплекса зданий Голландской церкви завершилось в 1837 году.
До 1920-х годов на куполе возвышался крест. Ранее над портиком находилась надпись на латинском языке : "Deo et servatori sacrum", что переводиться, как "Церковь Бога-Спасителя". Службы в церкви проводились на голландском и немецком языках.
С 1842 года храм считался посольским. В молельном зале было оборудовано место для посла Нидерландов. Находящаяся ранее в молельне люстра была утрачена и отсутствует по настоящее время.
А вот и ответ на наш вопрос, почему такая затейливая форма у лестницы, ведущий в зал. Перед нами план здания голландской церкви. Ротонда была вписана в уже существующий объем, ограниченный с одной стороны флигелем, а с другой- Невским проспектом. Поэтому и появилось такое оригинальное решение конструкции лестницы.
В комплексе, принадлежащем Голландской церкви работали магазины, училище, Голландский клуб, правление Нидерландского банка. Здесь работало множество торговых товариществ и магазинов.
В 1839-1841 годах здесь издавался журнал "Отечественные записки" А. А. Краевского. В отделе критики журнала работал В. Г. Белинский.
Здесь же обосновалось правление Общества поощрения художников, которое регулярно проводило выставки и художественные конкурсы. В 1871 году первую премию на выставке Общества поощрения художеств получила картина И. Е. Репина "Бурлаки на Волге". Она вызвала большой ажиотаж среди столичной публики. Несколько дней толпа заполняла выставочный зал с утра до позднего вечера. Ранее, в 1837 году Общества поощрения художников организовало в здании Голландской церкви первую в России беспроигрышную художественную лотерею.
Еще одной интересной страницей истории дома Голландской церкви стала деятельность одного из первых в Петербурге фотоателье. Это ателье основал в Иван Андреевич Гох. Он подписывал свои фотографии "Jean Hoch". Изначально он открыл фотоателье в доме № 24 на Большой Морской улице, а в здание Голландской церкви перебрался в 1870-х годах.
После смерти Гоха фотоателье заняла первая в России женщина-фотограф Елена Лукинична Мрозовская. Ее работы были отмечены на международных выставках. Она была приглашена в Зимний дворец в качестве фотографа на знаменитый костюмированный бал 1903 года. Ателье Мрозовской проработало до 1917 года. После в помещениях фотоателье продолжали работать Кириллов и Гиммер, которые неизменно указывали в рекламе, что работают в бывшем фотоателье Мрозовской.
После революции в тогдашнем Петрограде не осталось голландцев. Церковь некоторое время занимали русские лютеране. В 1927 году помещение церкви было отдано Театру актерского мастерства, созданным Леонидом Сергеевичем Вивьеном. Его помощником был его ученик Василий Васильевич Меркулов. В 1936 году этот театр был объединен с Александринским театром (тогда Театром драмы им. А.С. Пушкина), и переехал в его стены. Вивьен стал там главным режиссером. В Голландской церкви расположился Новый театр, с которого началась история Академического театра имени Ленсовета.
В 1936 году в здание въезжает нотный отдел библиотеки имени В.В. Маяковского. Позднее здесь концентрируется все, что связано с музыкой: специализированная литература, ноты, грампластинки, диски. Библиотека расположена в здании по сей день. В одном из залов есть три электронных пианино и синтезатор для работы с нотами. В здании размещается отдел литературы на иностранных языках, отдел петербурговедения.
В нотном отделе собрано множество нот, многие из них уникальны.
Рядом с нотным отделом расположена фонотека. Тут находится внушительное количество винила и музыкальных дисков.
Из зала с нотами открывается интересный ракурс на Невский проспект, Строгановский дворец и Мойку.
В настоящее время на первом этаже идет ремонт. В Ротонде до 31 марта проходила выставка фотографий Игоря Сазеева "Святые острова". Выставка посвящена островам Патмос и Валаам.
Фотограф сравнивает два острова. Один расположен на севере Ладожского озера, другой- в восточной части Эгейского моря. Но есть многое, что объединяет Патмос и Валаам. На обоих островах много кошек и котов.
В первых числах апреля выставка "Святые острова" сменится выставкой Алисы Тикстон "Преображение", посвященной балету. Проходить она будет до 28 апреля.
В Ротонде проходят бесплатные органные концерты и лекции. Для их посещения нужна предварительная регистрация. Регистрация осуществляется на официальном сайте в разделе "Мероприятия".
Посетить Голландскую церковь можно с экскурсией. Экскурсия длится 2 часа. Состоит из нескольких частей:
- лекции с презентацией, знакомящая с историей Голландской церкви;
- осмотра Ротонды;
- музыкальной паузы, во время которой на органе исполняются три композиции;
- знакомство с органом (рассказывают принцип его работы, показывают, как образуется звук);
- знакомство с залами библиотеки.
Стоимость экскурсии- 450 рублей. Экскурсии проводятся 1 раз в месяц. Запись осуществляется по телефону: 264-64-00
- Адрес: Невский проспект, дом 20
- Официальный сайт библиотеки: pl.spb.ru