Найти тему

БЕЛОРУССКИЕ «ПЕСНЯРЫ» ВЛАДИМИРА МУЛЯВИНА

Творческая биография легендарных «Песняров» неотделима от имени ее основателя и бессменного руководителя - народного артиста СССР, лауреата премии Ленинского комсомола, заслуженного деятеля искусств Польши и члена ее Академии художеств, заслуженного деятеля культуры Крыма, кавалера ордена Франциска Скорины, народного артиста и национального достояния Республики Беларусь Владимира Георгиевича Мулявина. Его жизнь оборвалась в результате автомобильной катастрофы 26 января 2003 года на 63 году.

Образование и пик расцвета ансамбля в основном пришлись на «советскую» эпоху, со всеми ее странностями и особенностями. Но и по настоящий день «Песняры» остались непревзойденной группой как по количеству призов, званий, международных побед, так и по качеству своей «продукции». Музыкальный дар Мулявина, талант, мастерство и огромный, напряженный труд всего коллектива легли в основу уникальности исполнительского стиля «Песняров». На протяжении двух десятилетий «Песняры» были не просто популярной группой, «советскими Битлз», но лицом эстрады, эталоном, школой мастерства для многих музыкантов.

Творчество «Песняров» оказало значительное влияние на развитие музыкальной культуры, особенно возрождение и популяризацию белорусского фольклора. Независимо от моды и музыкальных течений, «Песняры» остались олицетворением веры в высокую нравственную чистоту народного искусства.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

«Слышали вы когда-нибудь, как плывет над рекой песня? Вот она почти сливается с птичьим хором, что доносится из прибрежных кустов, то звенит одна в прозрачном воздухе, рождая в душе чувство удивительно светлое. И чудится, будто эхо проплывает над росными лугами, обегает тихие леса и поля, уносится к синему поднебесью... Сколько в ней родного, созвучного нашим чувствам! Песня поется первозданно, так, как певалась нашими дедами и прадедами. Но вот в музыкальную ткань, не нарушая ее целостности, вплетаются сначала народные инструменты - лира, дудка, бубен, затем – скрипка, гитара и ударные; интонации старинной обрядовой песни сливаются воедино с современными ритмами. Это поют – «Песняры» [1].

Попасть в «Песняры» обычному музыканту было практически невозможно: для этого необходимо было красиво петь, виртуозно играть на двух-трех инструментах, любить белорусский фольклор, обладать даром импровизации и беспредельной работоспособностью. Мягкая, прочувствованная манера исполнения, красивые вступления и отыгрыши, тончайшая нюансировка, «фирменные» аккорды формировали характерный, неповторимый, изящный мелодический рисунок. Партии «Песняров» были невероятно трудными – семь четвертей чередовались с пятью четвертями, пение сочеталось с одновременным исполнением инструментальных партитур, нотные записи нередко содержали указания на ritardando[2]. Но наиболее прославился ансамбль доведенным до совершенства вокалом и особенно своим знаменитым «песнярским» пением a capella [3], с накатами и канонами, на шесть, восемь и более голосов. В условиях постоянного усложнения программ успеху способствовала и поддерживаемая в группе особая атмосфера, основанная на уважении, скромности, доброжелательности, готовности не только разделить успех, но и поддержать товарищей в период спада, разочарований, временных неудач.

История и сама идея создания «Песняров» уходит в первую половину 60-х годов, когда Владимир Мулявин, уже имеющий за плечами музыкальное училище по классу гитары[4] и семилетний стаж работы на сцене, впервые попал в Белоруссию[5]. Он был настолько очарован этим краем, культурой, людьми, что начинает осваивать язык, знакомиться с народным творчеством, изучать произведения классиков белорусской поэзии и, фактически, открывает для себя новый, неизведанный пласт культуры. Полупустые концертные залы во время выступления народных коллективов навели на мысль о том, что этому богатейшему фольклорному материалу необходимо придать иную музыкальную форму, сделать его более созвучным своему времени[6]. В 1965 году Мулявин призывается в армию. Служба в местечке Уручье в музыкальном взводе белорусской гвардейской Рогачевской дивизии сводит его с единомышленниками - Валерием Яшкиным, Александром Демешко, Леонидом Тышко и оренбуржцем Владиславом Мисевичем. Именно они впоследствии составили основной костяк ансамбля. Отношения, основанные на армейской школе мужества, вере и чувстве локтя товарища позволили в дальнейшем преодолеть начальные, самые трудные этапы становления и утверждения своего творческого лица. После окончания службы Владимир Мулявин решает остаться работать в Белоруссии[7].

Вскоре после демобилизации, в 1968 году при Минской государственной филармонии появилась группа весьма необычных задорных «хлопцев», с висячими усами, в длинных кафтанах, во главе со степенным «бяларусским дядькой». Группа называлась «Лявоны», что в переводе означает «Балагуры». Основная работа ансамбля – официальная – аккомпанирующий состав у танцоров, певцов, народного ревю «Лявониха»[8]. Неофициальная – исполнение песен своей любимой группы «Битлз», выработка собственного музыкального стиля, первые эксперименты по переложению народных песен на новый лад.

Уже тогда наряду с мощной энергетикой и безупречным вкусом у Владимира Мулявина проявились одержимость идеей, колоссальное чувство формы, необычайно тонкая интуиция. Профессионализм словно был у него в крови: он точно знал, чего хотел, искал и добивался. Своеобразный, яркий музыкальный почерк, умение видеть скрытое, тщательная проработка каждой партии - будь то второй или третий план – стали краеугольными камнями каждого его произведения. Помимо репетиций Мулявин частый гость у композиторов, искусствоведов, в музеях, библиотеках. Кроме официальной специальности «инструменталист - вокалист» он композитор, аранжировщик, режиссер, дирижер. Тогда же Мулявиным вместе с молодым композитором Игорем Лученком впервые предприняты поездки по белорусским деревням и хуторам по сбору песенного материала.

«Вспоминаю нашу первую поездку… в Полесье», - рассказывал Владимир Мулявин - «Вот где настоящая песенная целина! Собрали ценнейший материал. Нашли деревню, где буквально все поют. Помню, при нас пришли прямо с поля, созвали соседей и такой чистоты двухголосие продемонстрировали! А от бабушки лет семидесяти пяти мы записали старинные напевы удивительной красоты, которые были воспоминанием о далекой деревенской юности на Полесье».

Только через полгода напряженной, по 12-15 часов в день, «до хрипоты», работы над каждой нотой, над каждым звуком решились музыканты на самостоятельную демонстрацию программы, в основе которой были белорусские народные песни. Выступление состоялось в кинотеатре перед сеансом, но о кино зритель в тот день, по-видимому, забыл совсем - каждую песню приходилось повторять по 2-3 раза на «бис». Тем не менее, чиновничьи структуры, обеспокоенные в то время сложившейся под влиянием Запада нездоровой обстановкой на эстраде вокруг гитар, восприняли музыкантов и их творчество как «посягательство» на фольклор, поэтому различные запреты и статьи типа «Быть или не быть «Лявонам» имели место довольно часто. Репертуар коллектива становился все серьезней, значительней. При этом на фоне высокого профессионализма присутствовало умение сохранить мелодическую прелесть народной основы, бережное отношение к фольклору. Ансамбль из аккомпанирующего превращался в самостоятельный. Вскоре представился удобный случай показать себя на большой сцене.

(продолжение следует)

[1] Здесь и далее цитируется Нина Петровна Завадская (ныне покойная), талантливый музыкальный критик, член редколлегии журнала “Музыкальная жизнь”, посвятившая «Песнярам» немало публикаций в славный период высокой культуры музыкальной журналистики.

[2] «Замедляя - расширяясь»; сложный музыкальный прием, используемый далеко нечасто даже в партитурах симфонических оркестров.

[3] Пение без сопровождения инструментов.

[4] Вообще Мулявин был отчислен из училища за увлечение джазом. Будучи гитаристом-виртуозом, аранжировщиком и автором более 200 песен он так и не имел диплома даже о среднем музыкальном образовании. В Союз композиторов был принят только в середине 80-х годов, в порядке исключения.

[5] Несмотря на внешность стопроцентного «бульбаша», Владимир Мулявин был русским, уроженцем Свердловска.

[6] В качестве мелодической основы для произведений фольклора был взят господствовавший в то время на эстраде биг-бит.

[7] Для работы был приглашен и брат – Валерий Мулявин. Кроме исполнения вокальных партий он играл на трубе, ритм-гитаре. Погиб во время гастролей в Ялте, в августе 1973 года.

[8] В нем работала и первая супруга Мулявина - Лидия Кармальская (ныне покойная), в редком жанре - «художественный свист».