В Государственном Русском музее есть полотно Ильи Репина впечатляющих размеров - "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения".
Картина написана для Мариинского дворца, где проходили заседания совета. Репин и его помошники - Иван Куликов и Борис Кустодиев (тот самый, что напишет портрет Шаляпина и купчиху с чаем) - начали за несколько дней до события с эскизов интертера.
В день юбилея было сделано фото, ставшее вспомогательным при написании картины. Далее в течении двух месяцев писались портретные этюды.
На полотне представлена Ротонда Мариинского дворца. Помещение хорошо освещено, но при этом нет явного источника естественного освещения. 1901 год - мог ли зал быть освещен электричеством или художник сильно приукрасил действительность в угоду живописи? Ведь если освещение было свечным или газовым, то на картине должен царить полумрак.
В конце XIX века в Петербурге проживало больше миллиона человек, однако освещение было газовым и свечным. Император Александр III решил, что рождественский бал 1887 года хорошо было бы провести при электрическом освещении. За два месяца в Зимнем дворце проложили электросети, и бал состоялся при свете 5000 ламп. Эта цифра была больше, чем количество ламп во всем Берлине на тот момент.
К 90-м годам в городе работало уже более 200 станций. Они обслуживали дворцы, предприятия или магазины. Устанавливались и динамомашины и в отдельных домах, например, для работы лифта для посуды. Несмотря на то, что в новых зданиях электричество активно использовали, старые здания переоборудовали очень медленно.
В 1893 году под руководством архитектора Петерсона Мариинский дворец заново меблировали и заменили свечное освещение на электрическое.
Помимо этого потолок ротонды имеет стеклянный купол. Таким образом, во время написания картины зал был освещен не только потоком солнечного света, проникающим с потолка, но и электрическими лампами. Поэтому такое количество света на картине вполне соответствует реальному положению дел.