В годы Великой Отечественной авиация стала одной из главных ударных сил на море. Самолеты успешно атаковали конвои и топили вражеские корабли. Сегодня расскажем историю морского летчика Александра Тимохина. Вы узнаете, почему каждый вылет на атаки морских целей был как последний, и за что 21-летний летчик был награжден орденом Красной Звезды.
Летчик-штурмовик морской авиации
Тимохин начал службу в Красной Армии в 1942 году. После прохождения обучения он был зачислен в 8-й гвардейский штурмовой авиаполк Черноморского флота. Это подразделение летало на легендарных самолетах Ил-2, которые прославились на фронте своей феноменальной живучестью. Основной целью «летающих танков» на Черном море были немецкие корабли и суда.
Штурмовик в первую очередь создавался для ударов по вражеской бронетехнике, артиллерии и живой силе. Однако для атак на морские цели Ил-2 не был приспособлен, поскольку не имел бомбового прицела и торпед. Делать заходы приходилось с пологого пикирования под углом в 30 градусов — такой маневр уступал по точности пикированию под углом в 90 градусов. Ил-2 также обладал недостаточной дальностью полета — глубина действия «Илов» ограничивалась прибрежными районами. Но из-за отсутствия профильного морского штурмовика советские летчики были вынуждены атаковать вражеский флот на Ил-2.
На Черном море у противника не было крупных надводных кораблей, враг применял легкие силы флота: катера и быстроходные десантные баржи (БДБ). По статистике у одиночного Ил-2 шанс поражения БДБ составлял 20%. То есть для гарантированного потопления одной БДБ в типовых условиях боев необходимо выделять как минимум 8-10 Ил-2. Однако, в этом случае хотя бы один Ил-2 сбивался, и еще от двух до четырех повреждались огнем зенитной артиллерии. Кроме морских зениток угрозу штурмовикам представляли вражеские истребители. Штурмовики несли самые большие потери по сравнению с другими типами самолетов. Так, 8-й гвардейский штурмовой авиаполк на 2 мая 1943 года имел 25 исправных Ил-2, а 31 мая в строю осталось только 12 машин. В таких условиях возвращение с боевого вылета было настоящим чудом.
Боевые вылеты
Тимохин отличился 20 ноября 1943 года, когда участвовал в вылете для уничтожения береговой артиллерии южнее Керчи. Задание было выполнено, несколько зенитных батарей были поражены. 17 декабря Александр совершил боевой вылет в порт Феодосии для уничтожения быстроходных десантных барж противника. В результате атаки по советским данным были уничтожены три быстроходные десантные баржи.
В феврале 1944 Тимохин участвовал в операции по уничтожению склада боеприпасов в порту Керчи, вылет прошел успешно. В марте месяце он атаковал торпедный завод Феодосии. В апреле 1944 года принимал участие в разгроме массового скопления плавсредств врага в порту Феодосии. В ходе этого задания штурмовики также атаковали немецкие самолеты, которые базировались на близлежащем аэродроме. 16 мая 1944 года Александр совершал боевой вылет для уничтожения плавсредств с отступающими войсками. Во время штурмовки его Ил-2 был подбит зенитной артиллерией противника, вследствие чего Тимохин получил контузию головы.
После освобождения Крыма в мае 1944 года 8-й гвардейский штурмовой авиаполк перебросили на Балтийское море. Тимохина после лечения назначили начальником поста наведения авиации. Александр Матвеевич Тимохин прошел всю войну, за свои заслуги награжден орденом Красной Звезды.
Эта история представлена в историческом депозитарии «Лица Победы». Расскажите и вы о своем героическом предке на сайте проекта.
#МузейПобеды #ЛицаПобеды