Найти в Дзене
МуZей Победы

Возвращение с боевого вылета было настоящим чудом. История морского летчика-штурмовика Александра Тимохина

Оглавление

В годы Великой Отечественной авиация стала одной из главных ударных сил на море. Самолеты успешно атаковали конвои и топили вражеские корабли. Сегодня расскажем историю морского летчика Александра Тимохина. Вы узнаете, почему каждый вылет на атаки морских целей был как последний, и за что 21-летний летчик был награжден орденом Красной Звезды.

Летчик-штурмовик морской авиации

Тимохин начал службу в Красной Армии в 1942 году. После прохождения обучения он был зачислен в 8-й гвардейский штурмовой авиаполк Черноморского флота. Это подразделение летало на легендарных самолетах Ил-2, которые прославились на фронте своей феноменальной живучестью. Основной целью «летающих танков» на Черном море были немецкие корабли и суда.

-2

Штурмовик в первую очередь создавался для ударов по вражеской бронетехнике, артиллерии и живой силе. Однако для атак на морские цели Ил-2 не был приспособлен, поскольку не имел бомбового прицела и торпед. Делать заходы приходилось с пологого пикирования под углом в 30 градусов — такой маневр уступал по точности пикированию под углом в 90 градусов. Ил-2 также обладал недостаточной дальностью полета — глубина действия «Илов» ограничивалась прибрежными районами. Но из-за отсутствия профильного морского штурмовика советские летчики были вынуждены атаковать вражеский флот на Ил-2.

-3

На Черном море у противника не было крупных надводных кораблей, враг применял легкие силы флота: катера и быстроходные десантные баржи (БДБ). По статистике у одиночного Ил-2 шанс поражения БДБ составлял 20%. То есть для гарантированного потопления одной БДБ в типовых условиях боев необходимо выделять как минимум 8-10 Ил-2. Однако, в этом случае хотя бы один Ил-2 сбивался, и еще от двух до четырех повреждались огнем зенитной артиллерии. Кроме морских зениток угрозу штурмовикам представляли вражеские истребители. Штурмовики несли самые большие потери по сравнению с другими типами самолетов. Так, 8-й гвардейский штурмовой авиаполк на 2 мая 1943 года имел 25 исправных Ил-2, а 31 мая в строю осталось только 12 машин. В таких условиях возвращение с боевого вылета было настоящим чудом.

-4

Боевые вылеты

Тимохин отличился 20 ноября 1943 года, когда участвовал в вылете для уничтожения береговой артиллерии южнее Керчи. Задание было выполнено, несколько зенитных батарей были поражены. 17 декабря Александр совершил боевой вылет в порт Феодосии для уничтожения быстроходных десантных барж противника. В результате атаки по советским данным были уничтожены три быстроходные десантные баржи.

-5

В феврале 1944 Тимохин участвовал в операции по уничтожению склада боеприпасов в порту Керчи, вылет прошел успешно. В марте месяце он атаковал торпедный завод Феодосии. В апреле 1944 года принимал участие в разгроме массового скопления плавсредств врага в порту Феодосии. В ходе этого задания штурмовики также атаковали немецкие самолеты, которые базировались на близлежащем аэродроме. 16 мая 1944 года Александр совершал боевой вылет для уничтожения плавсредств с отступающими войсками. Во время штурмовки его Ил-2 был подбит зенитной артиллерией противника, вследствие чего Тимохин получил контузию головы.

-6

После освобождения Крыма в мае 1944 года 8-й гвардейский штурмовой авиаполк перебросили на Балтийское море. Тимохина после лечения назначили начальником поста наведения авиации. Александр Матвеевич Тимохин прошел всю войну, за свои заслуги награжден орденом Красной Звезды.

-7

Эта история представлена в историческом депозитарии «Лица Победы». Расскажите и вы о своем героическом предке на сайте проекта.

#МузейПобеды #ЛицаПобеды