Это — кадр с признания петербурженки Дарьи Треповой, задержанной утром 3 апреля — на следующий день после взрыва в петербургском кафе «Стрит-бар», в котором в это время проходила встреча популярного военкора Владлена Татарского (настоящее имя Максим Фомин, его профайл мы собрали ниже см. ниже) с читателями.
Взрывчатка эквивалентом 200 грамм тротилла, по предварительным данным, была заложена в подарок Татарскому — его бюст, который в большой коробке принесла Трепова (она в этом признается, но заявляет, что ее «использовали»). В результате взрыва Татарский погиб на месте, еще более 30 участников встречи пострадали, 19 поступили в больницу. Десять из них — в тяжелом состоянии. Среди раненых, по данным петербургского комитета по здравоохранению, есть 14-летняя девочка, которую ночью прооперировали.
В розыске Треповой участвовали несколько сотен силовиков. Накануне ночью в пригороде Петербурга, городе Пушкин, задержали мать и отчима Треповой. Процессуальный статус их пока неизвестен. Саму Трепову обнаружили на съемной квартире. По данным правоохранительных органов, Дарья приехала в Петербург за несколько дней до взрыва из Москвы.
На имя Дарьи Треповой якобы были куплены билеты в Узбекистан.
Прямо сейчас следствие устанавливает других участников «хорошо спланированного теракта», СК изначально расследовал дело по статье 105.2 УК РФ («Убийство»), на теракт переквалифицировали потом. Уже распространено сообщение Национального антитеррористического комитета (НАК) о том, что подготовку убийства военкора Татарского якобы планировали украинские спецслужбы при участии сотрудников признанного в России экстремистским ФБК*.
- Обновлено: дело Треповой забрали в Москву, ее увозят из Петербурга.
Медики прибыли на место ЧП моментально и пострадавшим, выбегавшим из кафе на улицу, быстро оказывали помощь.
А теперь подробнее.
Взрыв в пригожинском кафе
Сообщение о взрыве в кафе «Стрит-бар» на Университетской набережной Петербурга поступило в петербургскую полицию 2 апреля в 18.13. Кафе было заполнено слушателями Владлена Татарского (у него полмиллиона подписчиков в телеграм-канале), вечер встречи с ним начался в 17 часов и был заранее анонсированв городских соцсетях и паотриотических пабликах.
Кафе «Стрит-бар» ранее принадлежало бизнесмену и основателю ЧВК «Вагнер» Евгению Пригожину. В день после взрыва он сам сообщил: «Кафе я передал патриотическому движению "Кибер фронт Z", и они проводили там различные семинары».
Известно из первых комментариев участников встречи, что в кафе в этот день были строгие меры безопасности: на входе была охрана, внутрь не пропускали в верхней одежде.
Дарья (по некоторым данным, на встрече она представилась Настей, по другим данным, она заранее переписывалась с Татарским) пришла в кафе с большой коробкой. Охранник на входе ее не пропустил. Но девушка оригинально вышла из ситуации.
Вот как описывает эту ситуацию один из участников встречи с Татарским, который не получил серьезных травм. Его слова цитирует «Новая газета»:
— Девушка, принесшая статуэтку, сидела чуть позади меня, она вслух жаловалась, что ее на входе не пропускали со словами: а вдруг в коробке бомба? Она прямо так и говорила. Она подняла руку в какой-то момент и сказала Владлену, что она студентка художественной академии, у нее есть подарок для военкора от творческого коллектива, его сделали в знак уважения к Татарскому, а охранник назвал его бомбой.
Фактически эта девушка выпросила разрешения у Владлена. Он ответил ей: «Вносите, заодно и проверим». И охранник еще и помог принести этой студентке коробку из гардероба.
А вот на кадрах канала «Рен ТВ» видно, как коробку, которую внес охранник, раскрывает сам Татарский, и рассматривает статуэтку.
Взрыв, по словам участника встречи с Татарским по имени Владислава, которые приводятся в «Новой газете», раздался примерно через 3 минуты после вскрытия коробки.
Причем Дарья в момент взрыва тоже осталась в кафе.
Есть сведения о том, что она якобы «заметно нервничала», собиралась уйти, но Татарский попросил ее остаться и посадил на одно из мест (не рядом с ним).
Кто такой Владлен «всех убьем, всех, кого надо, ограбим» Татарский
Владлен Татарский (настоящее имя — Максим Фомин, псевдоним взял в честь главного героя романа Пелевина) — блогер-пропагандист, бывший заключенный, сегодня очень популярный Z-военкор.
В 2011 году Фомин попал в тюрьму за ограбление банка, но в 2014-м сбежал и присоединился к российским ополченцам на Донбассе. Тогда он взял себе позывной «Профессор».
Уже на территории самопровозглашенной ДНР Фомин был повторно арестован, но помилован главой ДНР Александром Захарченко. Фомин поступил в военное подчинение полевого командира сепаратистов Игоря Безлера, позднее вступил в батальон «Восток», с 2017 по 2019 служил в разведке Народной милиции ЛНР.
В 2019 году Максим Фомин уволился с военной службы и переехал в Москву. Опубликовал три книги: «Война», «Бег» (автобиография), «Медитация» (авторский сборник).
В начале февраля 2022 года вернулся на службу в батальон «Восток».
30 сентября 2022 года Фомин/Татарский присутствовал в Кремле на церемонии подписания Владимиром Путиным указа о присоединении к России новых территорий. Выходя из зала, заявил: «Всех победим, всех убьем, всех, кого надо, ограбим, все будет, как мы любим». Эта фраза вызвала широкий общественный резонанс.
С осени 2022 года Фомин/Татарский начал активно критиковать Минобороны России после череды неудач на фронте, из-за чего его причисляли к медиапулу Евгения Пригожина, который тоже выражал недовольство командованием российской армии…
Реакция, компенсации и последствия
С ночи к кафе на Университетской набережной петербуржцы несут цветы. На месте гибели Владлена Татарского уже возник стихийный мемориал.
Губернатор Александр Беглов объявил, что семье погибшего Татарского город выплатит 1 миллион рублей. Получившим тяжелые ранения выплатят по 500 тысяч. Легко раненым по 250 тысяч рублей.
В соцсетях и телеграм-каналах теракт и смерть Татарского вызвала большую реакцию. Пересказать ее невозможно. Вот лишь некоторые цитаты:
- Дарья Трепова в момент задержания: «Меня подставили! Меня просто использовали!» (цитата по телеграм-каналу SHOT).
- Маргарита Симоньян, главред RT: «Ну что? Забудем? Простим?»
- Александр Дугин, философ, идеолог «Русской весны»: «Любой плевок в погибшего героя — оскорбление Родины. <…> Говорите и пишите только в том случае, если готовы заплатить за слова жизнью».
- Александр Малькевич, член Общественной палаты: «Российское гражданское общество ждет превышающего в разы ответа на этот террор, развязанный против мирных граждан».
- Евгений Пригожин, глава ЧВК «Вагнер», бизнесмен: «Я бы не стал обвинять киевский режим в этих действиях. Я думаю, что действует группа радикалов, которая вряд ли имеет отношение к правительству. Я бы так это назвал».
Давайте обсудим?
Ничьей смерти нельзя радоваться, теракты недопустимы. Однако в России человеческая жизнь девальвирована: о потерях не сообщает Минобороны, Z-военкоры и пропаганда использует людоедскую риторику, только поднимая ставки, общество уже пережило акции устрашения с бессудными казнями кувалдой — этой кувалдой потом хвастались депутаты Госдумы... Даже высшие официальные лица играют метафорами про «попадем в рай» и вообще много говорят о смерти. Бумеранг насилия бьет по всем, и худший вариант — призывать к еще большему насилию. А как это остановить?
В подготовке материала использован текст Н. Петляновой «А вдруг в коробке бомба?», впервые опубликованный в телеграм-канале «Новой газеты» — его можно прочитать тут (он обновляется). Другие источники: телеграм-канал Татьяны Становой, Ильи Барабанова, информагентств. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета» и кадры оперативной съемки.
*Включен Минюстом в реестр иноагентов, признан экстремистской организацией, деятельность запрещена в РФ.