Найти тему
Photolier Photocentr

По ту сторону холста.

Традиция подписывать картины зародилась довольно давно и имела довольно различные формы и цели. Например, многие художники, писавшие библейские сюжеты, стремились вписать в сюжет свой автопортрет ради присоединения к божественной благодати. Подпись же, все-таки, больше влияла на известность. При чем не только художника, но и мастерской, так как зачастую большая часть работы была заказной и в рекламе не нуждалась.

Хуго Ван Дер Гус - Оплакивание Христа. Считается, что человек в красном головном уборе в правой нижней части - автопортрет самого Хуго.
Хуго Ван Дер Гус - Оплакивание Христа. Считается, что человек в красном головном уборе в правой нижней части - автопортрет самого Хуго.

С развитием путей сообщения между городами и странами, в XIII веке, возросла и роль сигнатуры авторов картин. Не только потому, что появилась возможность рассказать о своем таланте за пределами собственного города, но и в качестве средства защиты от подделки картины, так как этот вид деятельности также показал рост. При чем форма наносимых сигнатур была совершенно различной. Например, Лукас Кранах Старший, в качестве подписи, использовал знак, в основе которого был собственный герб – дракон с крыльями летучей мыши, держащий в пасти кольцо. Впрочем, поскольку подпись известного мастера поднимала стоимость работы, то подделывать ее все-равно не гнушались, особенно после смерти художника.

Лукас Кранах Старший - Филипп Меланхтон
Лукас Кранах Старший - Филипп Меланхтон

Зачастую, сигнатуры были более понятными и откровенными, однако их старались органично вписать в сюжет картины. В качестве примера можно привести достаточно известную работу Франциско Гойя «Портрет герцогини Альба», на котором герцогиня указывает на надпись на песке «Solo Goya» (Только Гойя), а на ее руке красуются два кольца с гравировками «Альба» и «Гойя». Конечно, помимо отметки об авторстве картины, тут был и иной смысл – указать на существование близких отношений автора и герцогини.

Франциско Гойя - Портрет герцогини Альба в черном
Франциско Гойя - Портрет герцогини Альба в черном

Но вот про «изнанку» холста многие даже не задумываются, а ведь она зачастую является кладезем интереснейших сведений об авторе и его произведении. Например, многие авторы, подписывавшие работы сигнатурами с инициалами, псевдонимами или графическими изображениями на обратной стороне холста не редко указывали свои настоящие имена и другую полезную информацию о произведении.

-4

Кстати говоря, почему вообще использовали псевдонимы, аббревиатуры или графические изображения вместо того, чтобы просто писать свои настоящие имена? Если в современном мире это скорее атрибут некого романтизма или загадочности, то раньше все было несколько проще. Такое желание считалось просто нескромным и от него удерживал страх божий, потому что тщеславие – это смертный грех.

-5

Сегодня вообще все несколько проще. Например, многие работы с лицевой стороны не подписываются вообще просто потому, что на выставке могут быть размещены как вертикально, так и горизонтально. Однако, традиция подписывать картины с оборотной стороны холста никуда не исчезла. Помимо расшифровки автографов, обороты часто содержат дату рождения автора, страну, город, размеры полотна, название произведения, технику исполнения, год создания, а то и просто дарственные слова или другие пометки автора. При оформлении работ мы тоже уделяем внимание таким вещам. Вот, например, недавно заказчик пожелал, чтобы информация на оборотной стороне оставалось открытой. Без проблем – в таком случае вырезается специальное смотровое окошко.

-6

#Багет #История #Оформление #Картины #Холст #Подпись #Сигнатура #Отметка #Авторство #Псевдоним #Изнанка #ОборотнаяСторона #Аббревиатура