Найти в Дзене
artsy boy

Эстетические идеалы Георгия Гурьянова

Барабанщик и бэк-вокалист группы "Кино", страстный поклонник Маяковского, главный петербургский денди, пионер рейв-культуры в России и один из самых дорогих отечественных художников XX в. — Георгий "Густав" Гурьянов (Georgy "Gustav" Guryanov) — собственным примером доказывал, что талантливый человек талантлив во всем. Он проделал путь от экспрессионизма до неоакадемизма, состоявшись как художник "современного русского романтического реализма". Работы живописца высоко оценены критиками и любимы коллекционерами, среди которых семья фон Бисмарк и Милен Фармер. Георгий Гурьянов родился 27 февраля 1961 г. в семье геологов: Константина Фёдоровича и Маргариты Викентьевны. Еще до поступления в школу Георгий начал заниматься музыкой. В 1975 г. он окончил городскую художественную школу № 1 и уже в следующем году поступил в художественное училище им. В. А. Серова (ныне им Н. К. Рериха), правда проучился там всего год. В 1979 г. Гурьянов познакомился с художником Тимуром Новиковым. В 1982 г. был

Барабанщик и бэк-вокалист группы "Кино", страстный поклонник Маяковского, главный петербургский денди, пионер рейв-культуры в России и один из самых дорогих отечественных художников XX в. — Георгий "Густав" Гурьянов (Georgy "Gustav" Guryanov) — собственным примером доказывал, что талантливый человек талантлив во всем. Он проделал путь от экспрессионизма до неоакадемизма, состоявшись как художник "современного русского романтического реализма". Работы живописца высоко оценены критиками и любимы коллекционерами, среди которых семья фон Бисмарк и Милен Фармер.

Георгий "Густав" Гурьянов, 1980-е гг.
Георгий "Густав" Гурьянов, 1980-е гг.

Георгий Гурьянов родился 27 февраля 1961 г. в семье геологов: Константина Фёдоровича и Маргариты Викентьевны. Еще до поступления в школу Георгий начал заниматься музыкой. В 1975 г. он окончил городскую художественную школу № 1 и уже в следующем году поступил в художественное училище им. В. А. Серова (ныне им Н. К. Рериха), правда проучился там всего год. В 1979 г. Гурьянов познакомился с художником Тимуром Новиковым. В 1982 г. был одним из первых участников созданной Новиковым группы "Новые Художники" и стал сооснователем "Клуба друзей Маяковского". Тогда же Георгий выставляет свои первые работы. В том же 1982 г. он познакомился с Виктором Цоем, а уже через два года стал участником группы "Кино" как барабанщик, аранжировщик и бэк-вокалист. В это период Гурьянов берет себе псевдоним "Густав".

Георгий Гурьянов, "Санитары", 1980-е гг. © Vladey
Георгий Гурьянов, "Санитары", 1980-е гг. © Vladey

Творчество Гурьянова-художника отличалось от всего, что можно было увидеть на арт-сцене Советского Союза того времени. В 1980-х гг. художественный мир делился на соцреализм и нонконформизм, который включал в себя пестрое разнообразие стилей. Живопись Георгия стояла особняком ото всех. И если до распада группы "Кино" живопись была занятием в свободное от музыки время, то с 1990 г. Георгий Гурьянов все больше концентрируется на живописи, совершенствуя свою технику и развивая художественный язык своих произведений.

Георгий Гурьянов, "Балтийский флот", 1997-2000 гг. © Частная коллекция Лорана Бутонна
Георгий Гурьянов, "Балтийский флот", 1997-2000 гг. © Частная коллекция Лорана Бутонна

С 1991 г. сквозной темой живописных работ художника стала мужская красота. Герои его работ — моряки, спортсмены, боксеры, гребцы — бравые парни, отчужденные, немного суровые и никогда не улыбающиеся. Строгие линии, скрупулезная проработка деталей, сдержанная, почти монохромная цветовая гамма работ — все это декларирует гурьяновский культ силы, красоты и воли.

Девушка перед диптихом Георгия Гурьянова "Строгий юноша", 1994 г. © KGallery
Девушка перед диптихом Георгия Гурьянова "Строгий юноша", 1994 г. © KGallery

Георгий Гурьянов в своих работах преобразовывал наследие искусства поздней античности, ранних работ Александра Дейнеки и Александра Самохвалова, а также фотографий Александра Родченко. В то же время, в картинах Гурьянова отчетливо прослеживается влияние кинематографа, в частности фильмов "Олимпия" Лени Рифеншталь и "Строгий юноша" Абрама Роома. Обращаясь к искусству тоталитарных режимов художник отмечал, что

"...тоталитарное искусство было само по себе разным и не исчерпывалось плоской идеологией социального или расового насилия".

Георгий Гурьянов участвовал в самых ярких проектах своего времени — выставках на пролете Дворцового моста, "Молодость и красота в искусстве", "Академизм и Неокадемизм" и др. В 1992 г. его работы представлены на выставке "Тайный культ" в Мраморном дворце вместе с работами Вильгельма фон Глёдена и дуэта Пьер и Жиль. В 1993 г. прошла первая персональная выставка Гурьянова в Русском музее. В 1997 г. живописец принял участие в выставке "Новый русский классицизм" в музее Стеделейк.

Георгий Гурьянов, "Гребцы (Арго)", 1998-2001 гг. © Частная коллекция
Георгий Гурьянов, "Гребцы (Арго)", 1998-2001 гг. © Частная коллекция

Замысел "Гребцов (Арго)", одной из самых известных картин Гурьянова, возник из репортажного снимка, сделанного в Германии в 1930-х гг. Взяв за основу этот сюжет, живописец с помощью нескольких моделей — петербургского фотографа Станислава Макарова, знакомого гребца Сергея и себя — создал монументальное полотно с многофигурной композицией. Работа над этим сюжетом началась в 1998 г. и продлилась много лет — на момент смерти художника в 2013 г. осталось еще два незаконченных варианта гребцов. Работа над "Гребцами" началась с фотосессий в студии художника, продолжилась серией эскизов, композиционными и колористическими поисками. К этой картине существует большое количество подготовительных материалов, часть из которых стали самодостаточными произведениями искусства, например "Гребец Стас", "Гребец Сергей", "Гребец Георгий", "Гребец и рулевой" (автопортрет со Станиславом Макаровым). Осенью 2013 г. работа Георгия Гурьянова "Гребец Сергей" ушла с молотка за £188'500, а "Автопортрет" художника был продан на летних русских торгах Sotheby’s в 2016 г. за £143'000.

Все работы Гурьянова этого периода пропитаны романтикой странствий. Моряк и пилот для Георгия — символ человека влекомого страстью и непреклонно идущего на риск путешествия в неизведанное. Эти безупречные образцы физической силы и мужской красоты молча вглядываются в даль. Фоном для них служит только бесконечное небо и бескрайнее море. Объекты вокруг если и присутствуют, то написаны очень схематично — они лишь тени предметов, которые не имеют никакого значения для художника. Герои же полотен прописаны с большим вниманием и даже некой одержимостью. Известный своим перфекционизмом живописец работал над картинами по нескольку лет, добиваясь все новых звучаний полотна. Порой, практически завершив работу, Георгий разочаровывался в результате, брал наждак и стирал живопись до грунта, чтобы начать по новой. Ведь совершенства невозможно достичь — к нему можно только приблизиться.

Георгий Гурьянов, "Автопортрет", 1990 г. © Частная коллекция
Георгий Гурьянов, "Автопортрет", 1990 г. © Частная коллекция
"Совершенство — это мечта.
Главное — не потерять стремление к нему!"
— Георгий Гурьянов.