В своих заметках я упоминал, что люблю партесное пение, как один из периодов композиторской мысли западного направления гармонических построений. В этих сочинениях прослеживается динамика развития полифонии, что не может не радовать человека, познавшего лучшие творения композиторов. Музыка и слово не что иное, как два союзника в сфере богопознания. Однако, как и в изобразительном искусстве, если художник увлёкся красками в ущерб сакрального смысла, то впечатления могут быть непредсказуемы, и они весьма далеки от восторгов.
Бывает так, что композитор изначально заложил хорошую идею. Композиторский замысел получил рождение в нотной записи. Однако бывает и так, что композиторский замысел реализован слишком вольно и отчасти по школярски. Ведь важно кроме вовремя взятой ноты ещё и соблюдение динамики. В концертном зале можно усилить динамику, более того, там она может быть уместна. На практике так бывает далеко не всегда. Редко в какой православно-христианской общине заранее согласовывается репертуар. К сожалению, каждый сектор богослужения живёт своей жизнью, и это, однозначно, плохо.
Кульминация каждой Литургии всегда - Причастие духовенства у престола, а после и мирян, другими словами, соединение со Христом. А ведь как часто бывает, что во время Причастия духовенства вдруг грянул хор, да так громко, что это скорее мешает молитве, нежели ей способствует. Хороша ли практика исполнения партесных произведений во время Причащения духовенства? Скорее нет, но если всё же оставить её, необходимо внести важные поправки, поскольку в это время вообще ничего не нужно петь, а если без этой практики совсем никак не обойтись, в силу того, что по другому нельзя, следует облагородить звучание из помпезного ФОРТЕ, сделать аккуратно-красивое "Пиано", тогда всё будет на своих местах. Нам свойственно с непониманием взирать на христиан латинского и лютеранского обряда, когда в их храмах иногда, даже у престола, громко звучат музыкальные инструменты. Это может быть не свойственно нашим христианским традициям, но откуда же появилась традиция давать концерты во время Причастия да ещё и называть их запричастными? Этот вопрос мне ещё предстоит выяснить в будущем, а пока следует признать такое явление сомнительной практикой, а всё что написано композиторами исполнять во внебогослужебное время. Ведь куда правильнее познавать Бога в тишине или приглушённом фоне, это же так просто. Но почему же вполне очевидные вещи у многих вызывают недоумение? Почему в курсе духовного образования для будущих священнослужителей так много времени уделяется истории, богословию и лингвистике, а культура исполнения живёт в каждой христианский личности отдельным государством с отсутствием единого кодекса и она рассматривается, в лучшем случае, факультативно. Тем не менее нужно применять какие-то действия. Перед Литургией и другими службами суточного круга обязательно обсуждать репертуар со служащим священником. Клир и клирос должны представлять этакое братско-сестрическое сообщество, где разрешение всех спорных вопросов будет решаться не через диктат, а путем сотрудничества и взаимоуважения. Воплотится ли такой способ в жизнь, так сказать от слов к делу? Трудно сказать утвердительно, но хочется верить, что это осуществимо…