Энциклопедические издания редко бывают интересными, на мой взгляд. Ведь энциклопедия ориентирована, прежде всего, на предоставление полной информации. И уже во вторую очередь, эта информация должна быть подана интересно. Энциклопедический язык, как правило, сух, академичен. Безусловно, это ценнейший источник информации, но... Когда-то мой интерес к этой теме возник на прочтении книг серии "Сто великих". Я начал собирать еще в Петербурге, потом продолжил в Иркутске. Да, порой авторы грешат там неточностями, где-то художественного вымысла больше, чем правды. Однако они решают важнейшую задачу - прививают интерес к описываемым событиям. И в этой связи в моем списке совершенно особняком стоит работа все того же Игоря Анатольевича Муромова "Сто великих кораблекрушений". На мой взгляд, это лучшая книга всей серии. Этот проект - это ни в коем случае не повтор работы Муромова. Фактически за основу я взял лишь некую его систематизацию событий и то с авторскими дополнениями и исключениями. Но тем не менее я не ммог не отдать дань уважения этому автору и не упомянуть его [Муромов И.А. Сто великих кораблекрушений. - М.: Вече, 2003]
И вот именно с события, которое будет описано в данной статье, и начинается его книга "Сто великих кораблекрушений". А корнями вся эта история уходит совсем не в море, а во вполне земную достопримечательность - Лондонский Тауэр, где в 1587 году была казнена знаменитая шотландская королева Мария Стюарт.
Папа Римский Сикст V призвал католиков всего мира к открытому противостоянию с протестантами, захватившими Англию. Для испанцев, господствующее положение которых на море было уже не таким стойким, как за столетие до этого, и для которых Англия была прямым конкурентом, это был идеальный случай поквитаться с врагом №1. Да и английские пираты, откровенно грабившие испанские суда, сильно досаждали испанцам. В результате, испанский король снарядил такой флот против англичан, сравниться с которым будет очень и очень трудно. Сто тридцать кораблей, под двадцать тысяч воинов, тысячи тяжелых орудий. Этот флот вошел в историю как "Непобедимая армада", которая оказалась побежденной. И это еще при том, что до этого английский флот совершил дерзкую выходку в испанский порт Кадис, где сжег десятки готовящихся выйти в поход кораблей. А могло быть еще больше.
В мае 1588 года из Лиссабона армада вышла к берегам Англии. Но начинался поход очень неудачно. Практически сразу же эскадра попала в шторм, пришлось огибать западный берег Испании и заходить на ремонт в порт Ла-Коруньи.
Кстати, морем между этими городами не так и далеко - около 600 км. Хотя ну как не далеко - даже если двигаться со скоростью современного круизного лайнера около 40 км/ч, то на преодоление маршрута уйдет 15 часов.
Ну а Ла-Корунья так и осталась тихим провинциальным городом, который и прославился то скорее благодаря футбольной команде.
Из Ла-Коруньи через Бискайский залив до Плимута армада дошла без приключений. А вот потом начались непрерывные столкновения с легкими маневренными английскими судами, что фактически привело к решению о необходимости оставить прибрежные британские воды и удалиться восвояси. Всё дело в том, что армада должна была добраться до знаменитого порта Дюнкерк, соединиться с сухопутными силами, а вот это сделать так и не удалось.
Известны и некоторые места, рядом с которыми произошли стычки между двумя флотами, которые имели место почти каждый день. Например, уже через день после первого выстрела у Плимута несколько кораблей сошлись в противостоянии у мыса Start-Point на южном побережье Великобритании. От Плимута это буквально 40 км по прямой.
А вот так выглядит мыс:
Следующее столкновение произошло уже через сутки у знаменитого маяка Портланд-Билл. Это еще примерно в 100 км восточнее.
.Ну а это места "в натуре", что называется:
И, наконец, двухдневная стычка у острова Уайт к югу от Саутгемптона и Портсмута, отделенных от острова знаменитым проливом Солент.
Давайте и на фотографию этого места полюбуемся:
Существенного урона ни испанскому, ни английскому флоту эти столкновения не принесли. А 7 августа испанский флот прибыл в Кале, ожидая подхода сил по суше. Но англичане направили на сосредоточение испанского флота несколько брандеров - судов, начиненных взрывчаткой и подожженных. испанцы в панике вынуждены были сняться с якоря, а мощный ветер унес их далеко от берегов.
Ну а 8 августа произошло решающее сражение напротив небольшого портового городка Гравлин (в те времена - Гравелин). Расположен он на 20 км восточнее Кале и на 20 западнее Дюнкерка.
Собственно в сражении урон был нанесен не такой и сильный. Погибли по разным данным 7-8 испанских кораблей. Гораздо хуже было то, что путь назад в Ла-Манш преграждал английский флот. В результате, испанцы принимают роковое для себя решение возвращаться вокруг Британских островов, заложив колоссальный круг на север. Давайте измерим по прямой вдоль побережья:
Итак, только в одну сторону путь вдоль побережья составляет около 1000 км. А ведь нужно еще и спуститься снова в южные широты. И вот от природной стихии армада пострадала куда серьезнее, чем от действий английского флота. Первый удар произошел у северного побережья Шотландии у Оркнейских островов.
Ну а затем происходит катастрофа, которая сделала один из кораблей армады объектом всевозможных слухов, сплетен, домыслов и легенд. Речь идет о корабле "Флоренция", который взорвался в заливе Тобермори у острова Малл. Этот крупный остров расположен уже у западного берега Шотландии
Сам же поселок Тобермори на берегу залива выглядит вот так:
Собственно история со взрывом корабля покрыта тайной и мраком. Известно, что в это время в Шотландии враждовали два клана. Экипаж "Флоренции" поддержал одну из сторон. Однако шотландцы узнали, что на судне хранится огромное количество денег, поскольку корабль являлся казначейским для экспедиции. Ну и потребовали выкуп. Испанцам удалось захватить несколько пленных и уйти от берега. После этого одному из них было дозволено подняться на палубу, чтобы полюбоваться на родные берега. Вот спустившись назад, он поджог взрывчатку и взорвал корабль. Несколько испанцев все-таки добрались до берега, но были убиты шотландцами.
Золото с испанского корабля начали искать. Поднимали пушки, несколько монет, но ни о каких миллионах золотом речь и близко не шла. Было более десятка экспедиций, затраты на которые многократно превысили количество поднятых трофеев.
Места же вокруг острова Малл достаточно привлекательные. Вот это вид у северного побережья:
А это уже западное побережье:
А это уже центральная часть побережья острова:
Ну а это уже южное побережье:
А вот один из замков на восточном побережье:
Ну а в Испанию вернулись менее половины кораблей. Правда, уже в следующем году подобный же вояж англичан к испанским берегам также обернулся катастрофой, но уже для английского флота. Но в целом гегемония испанцев на море закончилась.
Спасибо, что читаете мой канал. Надеюсь, что и этот начатый блок также найдет хороший отклик. Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации. До встречи!