В своё время мой учитель неоднократно напоминал: «Отцеубийство да не будет помянуто, чтобы мысли об оном не было». Это изречение из древнегрузинского судебника Беки и Агбуги (XIV век). Суть сводится к тому, что не нужно сосредотачиваться на плохих событиях и транслировать негативный опыт, чтобы не спровоцировать развитие неблагоприятного сценария. Запомнилось. Мы говорили о воспитании, о способах влияния на людей, о восприятии человеком информации, о психологических механизмах социального поведения. Что ж, вразумляют нас с древних времён, но, как говорится, «воз и ныне там». Речь идёт о том, какими способами наставлять человека.
Зачастую мотивировать к чему-то стремятся через запугивание или внушение тревоги, и в целом, сравнение происходит с негативным опытом. Это касается очень многого: родительских установок, воспитания в семье, воспитания в школе, рекомендаций врачей, просмотра фильмов, рекламы, новостей, и т.п. Почему так? Наверное, однозначного ответа не будет. Хотя в целом можно списать на отсутствие психологической культуры как у отдельного человека, так и в обществе в целом. Из более конкретных причин обозначим избегание осознанного образа жизни. Но жить сознательно и осознанно для многих опять же неудобно. А вопросы «кто Я есть?», «для чего Я?», «для чего Я это делаю», «что я могу поменять в своей жизни?» приводят человека в такое замешательство, что ему удобнее пойти «страшилку» посмотреть. Вдобавок к этому над человеком видимо доминирует одна из главных потребностей – потребность в безопасности. Только загвоздка в том, что и к этой потребности нужно относиться осознанно, а не стремиться удовлетворить её в том числе через передачу собственных тревог, страхов, неудач и потерь. Ну, вроде того «я предупредил, значит вооружил». А как же такие важные потребности как потребность любить и потребность быть любимым? Неужели чувствование этих потребностей настолько искажено, что их нужно удовлетворять за счёт транслирования страха и тревоги? Или настолько в собственном опыте не было ничего хорошего, что нельзя было бы передать?
Примеров негативных посланий великое множество. Скажем, в семье рассказывают ребенку про болезни и тревоги бабушки, указывая на сходство ребенка с бабушкой. Или же родитель описывает своё агрессивное поведение (опыт из прошлого) как единственно возможное в целях «не дать себя в обиду». Или в школе учителя рассказывают, как ужасен буллинг (травля) и показывают «просветительские» ролики со сценами этой самой травли. Или же рекламы медицинских услуг с указанием и иллюстрированием всяческих болезней, которые особо мнительные личности будут находить у себя. Можно продолжать примеры, но стоит ли? Речь не идёт о том, чтобы отвернуться от всего вредного и негативного. Речь о том, чтобы вредное и негативное не множить и не возводить на пьедестал, отдавая этому очень много энергии.
Чем богат человек? Тем, что у него есть выбор. У человека есть выбор относительно того, как и что сказать, как взаимодействовать, как сделать, как думать, как поступить. В общем и целом, совершая выбор, человек опирается на два базиса: светлый и темный. Да, вот так тривиально. Светлый путь и тёмный путь. Именно за вами выбор, что и как вы говорите, чем наполняете свое жизненное пространство, какой пример подаёте, что передаете своим потомкам.
Психолог-консультант Татьяна Храмова