Найти тему
Mercury Jewelry & Watches

Достойно королевы: коллекция Garrard Enchanted Palace

Собрание украшений британского Дома, не только воплощает сюжеты драгоценностей Викторианской эпохи в современном изложении, но и возрождает присущие им очарование, романтизм и чувственность.

Кольцо Garrard Enchanted Palace из белого и желтого золота с бриллиантами и бирюзой
Кольцо Garrard Enchanted Palace из белого и желтого золота с бриллиантами и бирюзой

Журнал Mercury № 65

Текст: Юлия Савельева («Как потратить»)

В самом конце 1840-х годов королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии Виктория, которая к тому времени пребывала на троне уже более десяти лет и успела немало сделать для процветания державы в тандеме со своим мужем принцем Альбертом, поддержала его инициативу масштабно продемонстировать достижения страны в области мануфактурного производства. И с этой целью в Лондоне впервые была организована The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations. Проходила эта ставшая в процессе подготовки международной выставка с 1 мая по 15 октября 1851 года в специально выстроенном по этому случаю Хрустальном дворце — гигантском здании из стекла и стали в Гайд-парке, в самом центре столицы.

Сотни компаний и ателье из 32 стран-участниц привезли в Гайд-парк самые разнообразные промышленные товары, передовые изобретения, машины, станки и даже полезные ископаемые. Помимо этого, большую часть выставки занимало изобразительное, декоративно-прикладное и, разумеется, ювелирное искусство. Выставлялись на Great Exhibition и разные редкости и диковины. В этом списке, к слову, был и легендарный алмаз Кохинур в 105 каратов, который в 1853 году пожеланию королевы Виктории был инкрустирован в британскую корону, а сейчас,с 1937 года, находится в короне королевы Елизаветы II. Обе эти ремесленные работы были выполнены ювелирами компании Garrard.

Разумеется, Дом Garrard, носящий гордое звание «официального ювелира королевского двора» еще с 1843 года, числился одним из важных участников той знаменательной выставки. Интересно, что в свои 24 года, всего через шесть лет после восшествия на престол, Виктория безошибочно выделила Garrard среди прочих коллег по цеху и заслуженно даровала фирме звание «королевского ювелира». И еще с 1843 года в мастерских Garrard началось создание украшений для членов королевской семьи: драгоценности, официальные регалии, императорские короны... Так что к 1851 году Дом имел первостатейную репутацию и солидный творческий багаж. Неудивительно, что на выставке достижениям Garrard отводилось заметное место. Дом представил в экспозиции 100 новых предметов: драгоценности, серебряное убранство стола, кубки, награды и регалии. И вдохновлены эти предметы были как раз теми произведениями, которые ювелиры Дома создавали для королевской семьи.

Колье Garrard Enchanted Palace из белого и желтого золота с бриллиантами и рубинами
Колье Garrard Enchanted Palace из белого и желтого золота с бриллиантами и рубинами

Тогда же среди представленных на выставке украшений Garrard были изящные вещицы в виде миниатюрных мух: это излюбленное насекомое появлялось во многих сюжетах Викторианской эпохи как символ скромности, застенчивости, безропотности — всех тех качеств, которые ценились в то время в девушках из добропорядочных семей. По большей части представленные на выставке фигурки мух были исполнены из золота, их туловища украшали крупные жемчужины и синие сапфиры, а крылья были усыпаны бриллиантами. Другая часть украшений Garrard из той экспозиции 1851 года была создана в новомодном тогда сочетании ярко-голубой бирюзы и бриллиантов.

Сюжетная линия с мухами, драгоценные материалы, из которых они были созданы, а также сама впечатляющая архитектурная композиция Хрустального дворца послужили вдохновением для современной коллекции украшений Enchanted Palace, название которой можно перевести как «Зачарованный дворец».

Одна часть этой коллекции Garrard фигуративная: миниатюрные мушки с туловищем из бирюзы или синих сапфиров, крылышками из белого золота в россыпи бриллиантов и лапками из золота предстают смысловой и конструктивной частью колье, серег и браслетов. Интересно, что узор бриллиантов на крыльях насекомых позаимствован как раз из Викторианской эпохи, но выглядит крайне актуально. На каждое украшение мухи «посажены» будто бы спонтанно, так, словно взмахни рукой — и мушка тут же сорвется с места и навязчиво зажужжит над головой. В таком непосредственном натурализме и есть главное очарование этих мастерски исполненных украшений.

Серьги Garrard Enchanted Palace из белого золота с жемчугом и бриллиантами
Серьги Garrard Enchanted Palace из белого золота с жемчугом и бриллиантами

Вторая часть коллекции Enchanted Palace абстрактная и вдохновлена геометрией Хрустального дворца. Его уникальная по тем временам конструкция из чугунного каркаса и 300 тысяч стеклянных окон высотой в 33 метра и протяженностью 564 метра во многом стала предтечей современной индустриальной архитектуры. К сожалению, до наших времен дворец не дожил: после окончания той выставки он был разобран и перенесен в лондонское предместье Сиднем-Хилл, но здесь в 1936 году здание уничтожил пожар, и его не стали восстанавливать. Так что нынешняя коллекции Enchanted Palace еще своего рода и посвящение зна- менитому памятнику архитектуры той эпохи.

Подобные окнам дворца восьмиугольники из горного хрусталя являются центром колье, подвесок, серег и колец. Четкая архитектоника в каждом из украшений обыгрывается на разный лад: золотая рамка в россыпи бриллиантов, капли аквамаринов или ниспадающие (и снимаемые!) кисточки из бусин синих сапфиров.

«При создании коллекции Enchanted Palace мы черпали вдохновение в весьма важном моменте истории Garrard, и эти украшения знаменуют собой ту иронию и причудливость дизайна, которые были характерны для Викторианской эпохи. В каждом предмете коллекции присутствует и прекрасная простота, и сложность технической конструкции, и, надеюсь, дух той эпохи, который мы попытались уловить», — говорит Сара Прентис, креативный директор Garrard. К этим словам остается только добавить, что украшения Enchanted Palace действительно очаровательны, романтичны и чувственны — то есть вобрали в себя все те качества, что были присущи творениями Викторианской эпохи и не чужды современным женщинам.