Найти тему
Внимательный Лис

Когти Иеронимуса Босха

Оглавление

часть 2

Все что ниже не является истиной

(Моя очередная благодарность Leо Green за инициацию темы)

Работа вторая. "Коронование терновым венцом"

Коронование терновым венцом. 1508-1509
Коронование терновым венцом. 1508-1509

Босх не оставил разъяснений зачем он написал эту картину и какой смысл он в нее вложил. Он вообще никогда не оставлял никаких комментариев по поводу своих работ. Люди уже не одно столетие пишут и говорят разное по поводу этой работы. Все и без всяких исключений отмечают странности, которые никто не может до конца разъяснить. Большей частью все, кто пытается трактовать эту работу подгоняют трактовку под стандартное каноническое изложение сюжета. Однако нерешенные вопросы тем не менее остаются у всех. Результатом же является то, что Иеронимуса считали раньше и считают сейчас (искусствоведы главным образом) самым "загадочным" художником на планете.

Да, это так. Странностей у Босха много. Он был крайне нетривиален, необычен и своеобразен. Босх работал на уровне эстетики разума. Он не иллюстрировал сюжет, а накладывал свои суждения поверх сюжета. Суждения эти привели в ступор не одно поколение "искусствоведов". Скажу больше, не только "искусствоведы", но даже люди с интеллектом некоторые работы Босха не в состоянии понять и фантазируют по их поводу что им в голову взбредет.

Пофантазируем и мы.

Я чрезвычайно ценю Иеронимуса Босха и Питера Брейгеля именно за независимость и интеллектуальность их суждений. Если что-то в этом мире и заслуживает уважения, так это мастерство и интеллект - именно они выделяют сапиенса среди других животных. Как же нам не ценить то, ради чего Эволюция шаг за шагом развивает жизнь вот уже 4 миллиарда лет. Развивает с момента возникновения первого рецептора у живого существа до феноменальных достижений современного распределенного интеллекта человечества! А сегодня эволюция дошла до того, что освобождает самих сапиенсов от физического и даже уже и от творческого труда, создавая искусственный интеллект руками самого же сапиенса! Но на эту тему побеседуем как-нибудь потом.

О методе проникновения в истину

Я знаю совершенный способ постижения сути и тайн таких предметов искусства как живопись. Метод внешне очень прост: я мысленно переношу себя внутрь картины и становлюсь ее невидимым действующим лицом. Я наблюдаю за всем непосредственно как участник.

Этот метод наблюдения за жизнью не нов и не уникален. Каждый из нас практикует его каждое мгновение своей жизни. Вы идете по улице и непрерывно оцениваете все, что происходит вокруг. Вдруг вы видите нетривиальную группу людей плотно стоящих друг к другу. Их лица выражают нерядовые эмоции. Кто-то держит кого-то за руку.. Кто-то смотрит на соседа очень интересным взглядом. Вы мгновенно оцениваете всех и у вас возникает эмоция. Потом вы анализируете свою эмоцию и начинаете делать предположения до тех пор пока не придете к выводам, которые вам покажутся наиболее подходящими к увиденной ситуации. Это ведь так? Вы ведь можете оценить то, что видите в жизни? Следовательно, вы можете оценить и ту жизнь, которую нарисовал хороший художник. И потом сделать собственные выводы.

Хорошая живопись (только не фокусы последнего столетия, которые "искусствоведы" объявили "прогрессом" в живописи) - это есть замершее мгновение реальной жизни, пропущенное через восприятие художника и изображенное его мастерством. Именно поэтому с сюжетами картин вы можете сделать то же самое, что и с реальными жизненными ситуациями. Мозгу, для того, чтобы сделать суждение, безразлично нарисованный перед ним сюжет или реальная жизнь. Все зависит только от того насколько хорошо художник сумел приблизить свой сюжет к реальности. Бесполезно анализировать только бессмысленную чушь вроде кандинских и поллаков!

Зайдем в картину Босха.

Коронование терновым венцом. 1508-1509
Коронование терновым венцом. 1508-1509

Встанем рядом с ее действующими лицами. И изучим каждого. Разглядим все: лица, предметы, одежду, волосы, выражения, эмоции каждого. Ключи картины - в эмоциональном состоянии действующих лиц. Если мы верно определим их эмоции, мы верно определим то, что происходит.

Начнем последовательно.

Персонаж справа вверху

Сострадание и преданность
Сострадание и преданность

На его лице несомненно сострадание. На шее защитный ошейник. Такие ошейники одевали собакам для защиты от нападения волков. Сейчас их используют для воспитания слишком агрессивных псов, сдерживания их агрессии. Какого и чьего именно нападения ожидает этот человек? Задушить его несомненно будет затруднительно.

Огромная каракулевая шапка. Дубовая веточка с желудем - символ мощи, выносливости, долголетия и благородства, а также славы. Левое плечо защищает металлический круглый вогнутый диск. На диске ничего не нарисовано! Это симптоматично. Это может быть указанием на то, что христианство еще не создано, а находится в процессе создания. В следующей своей работе на внешне похожую тему Босх изобразил на этом диске ясный рисунок.

Ошейник твердо выводит на аналогию с собакой (преданной хозяину собакой). Правой рукой он трогательно и осторожно обнимает Иисуса за плечо. Может быть и вправду это просто преданность?

Персонаж справа внизу

Просьба о прощении
Просьба о прощении

Грубое лицо еще не означает грубых намерений. Он смотрит снизу вверх на Иисуса, следовательно он опустился на колени. Он просит прощения за то, что произойдет далее.

Левый нижний персонаж

Утешение
Утешение

Левый нижний также стоит на коленях. Он бережно и осторожно касается своей правой рукой рук Иисуса. Его поведение напоминает мне поведение психиатра: он успокаивает Иисуса (мол все будет хорошо) и тоже знает то, что далее последует.

Левый верхний персонаж

Исполнитель
Исполнитель

Этот исполняет то, что происходит - одевает терновый венец на голову. Лицо его решительно. Исполнитель приговора не бывает весел по-умолчанию, но он обязан быть решительным. В волосах его дротик. Считается, что стрела или дротик в волосах указывает на ложность поступка. Этот парень надевает терновый венец, но делает это без внутреннего желания. Он преодолевает себя. Челюсть немного подана вперед, это рефлекторная реакция, которая сопровождает внутреннюю мобилизацию и готовность сделать то, против чего протестует душа. Глаза решительные, но чуть-чуть грустные. Самую малость.

Теперь центральный персонаж

Вот оно как!
Вот оно как!

Выражение его лица нелинейно. На лице нет силы, нет воли. Оно печально либо потому что он знает на что обречен, либо потому что просто не в себе. Тут оттенков несколько одновременно. Но я не вижу, чтобы человек с таким лицом соответствовал масштабу тех событий, которые были до и которые случились после. Евангелисты, повествующие о событиях, связанных с биографией Иисуса, прямо свидетельствуют о его несомненной силе характера. Эту силу характера он проявлял неоднократно. На этом портрете не видно не силы, ни характера. Видна погруженность вовнутрь себя и обреченность.. И какой-то смирный и подозрительный взгляд на зрителя. Скажу больше, лицо вполне соответствует понятию "юродивый", то есть не вполне психически нормальный человек или же тождественно понятию "не от мира сего".

Это лицо не соответствует поступкам и описанию решительных действий Иисуса вроде таких как "изгнание торгующих из храма". Чтобы действительно суметь выкинуть нескольких (многих) торговцев откуда-то, где они всю жизнь занимались своим торговым бизнесом, нужно обладать мощной волей и сильным телом. Людей можно либо психически запугать так, чтобы они подчинились и ушли, либо сделать это физической силой. Как иначе вы заставите уйти торговцев, если на их стороне власть и обычай, следовательно и вся остальная масса людей также?

Посмотрим как изображают сцену изгнания торговцев разные художники.

А вот другая, более реалистичная интерпретация сюжета. Выгоняются не суровые мужчины, а главным образом девушки и старые бабки. Очень правдоподобно!

Теперь еще раз попробуем представить может ли этот центральный персонаж у Босха кого-то откуда-то выгнать.. Ну разве что достанет всех непрерывными всхлипами и стонами и приставучим поведением... Маленький ростиком, рыжий, с опущенным лицом, не готовый не только на решительные действия, а наоборот, готовый пассивно подставлять щеки и "делайте со мной что хотите".

Какой вывод следует из всего вышеизложенного?

Я делаю свой:

Вот что нарисовал Иеронимус:

для основания новой идеологии в качестве задуманной жертвы подобрали не вполне здорового психически человека и отправили его пассивно выполнять тот сценарий, который был заранее разработан.

Кто и зачем вообще подготовил такой сценарий? Каким объективным потребностям экономики и каким потребностям объективно назревших социальных реформ в отдаленной Римской провинции отвечал такой сценарий? Просто так революционные события в стабильном обществе не происходят. У любых революционных событий есть авторы, длительная подготовительная работа с населением, организаторы и исполнители. Это отдельная и очень интересная тема.

Я изложил то как увидел эту картину, сделанную таким неординарным человеком как Иеронимус Босх.

Дискуссии приветствуются.

До встречи.

Следующая работа Босха "Се человек"

Другие работы о Босхе

Рассуждения о играх бога

Рассуждения о играх бога. часть 2

Отвращение и преодоление Антония

Когти Иеронимуса Босха часть 1