У гордости Херсонской земли, биосферного заповедника Аскания-Нова, появился шанс на новую жизнь. На днях с рабочим визитом здесь побывал
замруководителя администрации Президента РФ Сергей Кириенко и вместе с врио губернатора области Владимиром Сальдо, а также новым руководством природного парка прошелся по территории, посмотрел, оценил, а после дал указания: сделать все возможное, чтобы вернуть Аскания-Нова былую славу. Более того, обустройство заповедника, как было решено в верхах, будет включено в программу развития присоединенных регионов, которую президент Владимир Путин распорядился утвердить к 1 апреля текущего года.
Такое пристальное внимание к заповедной зоне Херсонщины - более чем оправданно. Ведь Аскания-Нова - это более 33 тыс. гектаров земли, 11 тыс. из которых занимает заповедная асканийская типчаково-ковыльная степь, которую никогда не касался плуг. Единственная девственно чистая степь в Европе, сохранившаяся до наших времен такой, какой создала ее природа миллионы лет назад! Разве это не достояние? Разве не богатство?
Есть на территории Аскания-Нова и Большой Чапельский под. Эта уникальная зона размером 4 на 6 км, периодически заполняющаяся талыми водами. На территории пода в приближенных к естественным условиях живут дикие копытные с разных континентов: бизоны, сайгаки, лань европейская, лошадь Пржевальского, туркменские куланы, ослы, благородные олени, пятнистые олени, муфлоны и двугорбые верблюды. Летом сюда выпускают ватусси, антилоп канна, кафрских буйволов, гну, нильгау, зебр и гаялов. Осенью в центре пода собираются перелетные птицы - утки, журавли, серые гуси, кулики. Правда, так было еще во времена Союза. Украину доставшаяся после развала СССР эта природная жемчужина не очень-то интересовала. Животных и птиц сейчас в Аскания-Нова, как сказали Сергею Кириенко сотрудники заповедника, «поубавилось».
- Ну ничего, все восстановится, - заверили они.
Ведь теперь заповедная территория вернулась в лоно России. А у цивилизованного государства, даже в ту пору, когда «голова болит» о восстановлении разрушенных домов, школ, больниц и дорог, находятся время и средства позаботиться о природе и экологии. Собственно, это и отличает страну, в которой по-настоящему заботятся о народе и его благе, от страны, власти которой только и делают, что сыплют лозунгами. Работники заповедника и сами поняли это давным-давно.
При Украине, бывшее руководство, которое, кстати, во многом поддерживало политику Киева, и то неоднократно «митинговало» в национальной прессе против разорения заповедных земель киевской военщиной, для которой природа и экология - пустой звук.
Например, в 2016 году тогдашний директор биосферного заповедника Виктор Гавриленко заявлял о том, что украинские военные нанесли заповедной зоне ущерб в 445 тысяч гривен. А это по тем временам больше миллиона рублей. Вояки, чье расположение было недалеко от херсонского природного парка, позволяли себе разъезжать колоннами на БТР прямо по заповедной степной зоне, мяли «Уралами» краснокнижные растения и жучков, распугивали ревом моторов животных и птиц, которые здесь гнездятся, ломали ограждение. Возмущенный господин Гавриленко требовал прокуратуру привлечь вояк за нарушение природного законодательства, но никто никого не привлек. Не помогло и то, что тот сам с радостью помогал копать окопы для украинских боевиков.
Когда киевские власти в 2014 году, в отместку России и бывшим своим же гражданам, перекрывали Северо-Крымский канал, лишая Крым воды, никто из больших украинских начальников не думал, что нетронутые степные земли Аскания-Нова, расположенные в центре Херсонщины, тоже высохнут. Заповедник просто бросили. До прошлого года он выживал в режиме «осажденной крепости»: сотрудникам пришлось окопать территорию рвами, чтобы защититься и от вояк, и от хулиганов, устраивающих на целине салюты.
- Последние годы в ужасающем положении здесь были и животные, - рассказал в одном из интервью председатель Всероссийского общества охраны природы Эдмурод Расулмухамедов. - Заповедник закрыт для посещения. Волонтеры с мест сообщали, что сотрудники заповедника уже несколько месяцев не получают зарплату. Регулярного надзора за животными и растениями фактически нет.
ИЗ ИСТОРИИ
Заповедник основал в 1898 году российский помещик, любитель природы Фридрих Фальц-Фейн на своей земле. Здесь он разводил животных и растения. Уже через два года в заповеднике обитали 58 видов млекопитающих и 344 разновидности птиц, а общее количество животных перевалило за 2000 видов. В 1914 году в Аскания-Нова побывал последний император России Николай II. Он так впечатлился заповедником, что возвел в потомственное дворянство его основателя и его братьев.
В 1921 году частный заповедник стал государственным. Серьезно пострадал заповедник в годы Великой Отечественной. При отступлении вермахта в 1944-м часть животных фашисты увезли в Германию, часть расстреляли, в том числе ценнейшие экземпляры. Многих животных, которые жили в в вольерах, немцы раздавили танками. Полностью был уничтожен и вытоптан ботанический сад.
После войны Аскания-Нова удалось восстановить. В 1956-м биосферный заповедник получил статус научно-исследовательского института животноводства степных районов. С 1984 года включен в глобальную сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО. Процветал Аскания-Нова вплоть до развала Советского Союза.
СПРАВКА «КП»
Ковыль занимает 75% всей степной растительности. В густых травах обитают не менее тысячи видов членистоногих, 7 видов земноводных и пресмыкающихся, 18 видов млекопитающих, в разные времена года пролетает более 270 видов птиц, из которых 107 видов остаются на гнездование. Кроме того, здесь произрастает 478 видов высших растений, из которых в Красную книгу Украины занесено 20 видов.
Автор: Олеся ДАЙНЕКО