Найти в Дзене

Добро пожаловать в мир детства: преподаватели и студенты вспоминают любимые книги

Всю жизнь, с самого детства и до старости, нас сопровождает книга. Этот, казалось бы, небольшой предмет способен перенести нас в прошлое или будущее, окунуть в мир фантастики и рассказать о других эпохах и народах. Книга помогает нам развивать воображение.

Ежегодно 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании Ганса Христиана Андерсена, отмечается Международный день детской книги. Цель этого праздника — привлечь внимание к литературе, книжному искусству и книжной культуре для детей, к проблемам доступности детской книги и распространению детского чтения.

В жизни каждого человека была такая книга, знакомство с которой не прошло бесследно, которая вызывала особые чувства, которую хотелось перечитывать снова и снова. Наши преподаватели и студенты тоже были детьми. Что читали они в детстве? Ведь книга в этом возрасте имеет большое значение и даже может предопределить судьбу.

Ольга Святославовна Карандашова, заместитель декана по учебной работе, заведующая кафедрой истории и теории литературы филологического факультета, кандидат филологических наук, доцент, рассказывает, что в детстве очень любила читать:

О. С. Карандашова, заместитель декана по учебной работе, заведующая кафедрой истории и теории литературы филологического факультета, кандидат филологических наук, доцент
О. С. Карандашова, заместитель декана по учебной работе, заведующая кафедрой истории и теории литературы филологического факультета, кандидат филологических наук, доцент

«Я просыпалась с книжкой и засыпала с книжкой. Особенно помню в раннем детстве „Волшебника Изумрудного города“ А. Волкова: это была красивая, нарядная, по моим воспоминаниям, книжка, с хорошими иллюстрациями. Наверное, я ассоциировала себя с Элли, переживала вместе с ней приключения и заводила вместе с ней новых друзей. Очень нравилась мне и „Лесная газета“ В. В. Бианки. Это было прекрасное издание, которое я, взяв в библиотеке, не хотела возвращать обратно, продлевала её, сколько только можно было, пока библиотекарь не сказала, что книжку надо отдать обратно. Расставаться мне с ней не хотелось, как с каким-то сокровищем. Это была книжка, которую можно было всё время перечитывать. Не из разряда: прочитал и пошёл дальше. Но купить в те времена книги было проблематично. Зато я была постоянным читателем, наверное, всех доступных мне в то время библиотек города — и библиотекари меня знали в лицо и по имени. В общем, в этой книге мне нравились не столько герои, сколько её энциклопедизм, структура, стиль.

Книги стали моей работой и любовью всей моей жизни.

Ещё запали мне в душу „Муму“ И. С. Тургенева и „Слепая лошадь“ К. Д. Ушинского. Это были книги, над которыми я плакала. Причём всегда! Сколько раз читала в детстве (неоднократно), столько раз безудержно и рыдала. И знала уже, что дальше будет происходить, и всё равно не могла удержаться от слёз. Кстати, на взрослую меня они производят такое же впечатление. Совсем недавно попыталась перечитать „Слепую лошадь“ — комок в горле встал и глаза наполнились слезами, не могу не плакать до сих пор, как оказалось. Конечно, любила в детстве и „Буратино, и „Винни-Пуха, и „Карлсона“, и „Незнайку“, и „Электроника“, и „Алису“ Кира Булычёва, и „Алису“ Льюиса Керролла, и всё, что и сейчас составляет „золотой фонд“ детской литературы. В подростковом возрасте очень увлекалась одно время А. Дюма: помню, как пересказывала все приключения мушкетёров по ночам другим детям в пионерском лагере. А „Карлсона“ мы во дворе с другими детьми ставили в качестве спектакля для родителей и соседей по дому (так нам нравилась эта книга). Кто нас организовывал? Никто. Мы сами придумали, сами ставили, сами реквизит делали, сами афишу рисовали... Вообще, книги — это одно из лучших воспоминаний моего детства! Перечитывала ли я их в зрелом возрасте? Конечно! Что-то для младших членов моей семьи, что-то для того, чтобы освежить впечатление для себя (например, только что перечитала „Два капитана“ В. Каверина, и, кстати, отметила разницу в своём собственном восприятии прочитанного тогда и сейчас), а что-то для работы — я ж филолог и преподаю литературу.

И, конечно, стихи! Нравились А. Барто, К. Чуковский и С. Я. Маршак (особенно „Человек рассеянный с улицы Бассейной“), Ю. П. Мориц, И. П. Токмакова. Наверное, надо остановиться: так много всего интересного и хорошего было авторами написано, а мною в детстве прочитано, что в итоге книги стали моей работой и любовью всей моей жизни».

Вероника Кириллова, студентка первого курса направления «Журналистика» филологического факультета, рассказывает нам о своей любимой книге детства «Денискины рассказы»:

В. Кириллова, студентка первого курса направления «Журналистика» филологического факультета
В. Кириллова, студентка первого курса направления «Журналистика» филологического факультета

«Это моя любимая книга, потому что в ней очень много смешных, интересных, а также поучительных моментов. Герои книги особенно любознательны, озорны, веселы и добры! Они нисколько не отталкивают своей наивностью, а наоборот, заставляют улыбаться. Особенное для меня в этой книге то, что каждый взрослый может узнать в ней маленького себя. Ведь кто из нас в детстве не проказничал?».

Мы поинтересовались у Вероники, перечитывала ли она «Денискины рассказы» в более зрелом возрасте. «Да, и не один раз! — ответила нам студентка. — Ведь она так поднимает настроение, что невозможно оторваться!».

Кристина Александровна Гудий, ответственный секретарь Приёмной комиссии ТвГУ, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка, перевода и французской филологии факультета иностранных языков и международной коммуникации, в детстве очень любила читать русские народные сказки, волшебные сказки Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена, братьев Гримм: «Мне нравилось примерять образы героев, погружаться в мир чудес и невероятных приключений, рисовать в своём воображении самые увлекательные сюжеты, красочные картины. Но, как говорится, сказка — ложь, да в ней намёк.

Сборник сказок — это всегда кладезь идей, философия, фантастика, сатира, мораль, поучительный наказ. Сейчас я предпочитаю приключенческие романы и психологические бестселлеры, но иногда с удовольствием беру в руки сказки. Этот волшебный мир по-прежнему привлекает меня, я открываю для себя новые смыслы и грани человеческой души».

Герои учат нас не бояться трудностей, сопереживать и помогать друг другу в нужный момент.
К. А. Гудий, ответственный секретарь Приёмной комиссии ТвГУ, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка, перевода и французской филологии факультета иностранных языков и международной коммуникации
К. А. Гудий, ответственный секретарь Приёмной комиссии ТвГУ, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка, перевода и французской филологии факультета иностранных языков и международной коммуникации

Мы спросили у Кристины Александровны, чем ей запомнились герои любимых сказок. «Герои настолько разнообразны, что сложно выделить каких-то конкретных персонажей, но всё же отмечу Буратино, Бармалея, Белоснежку, Золушку, Кая и Герду, Дюймовочку, Карабаса-Барабаса, Алладина, Царевну-Лягушку, — отметила Кристина Александровна. — Не могут не нравиться Элли, Железный дровосек и Страшила. Эти герои могут быть отрицательными или положительными, добрыми или злыми, мудрыми или глупыми. Однако в каждом из них есть свои отличительные черты, своя уникальность и неповторимость, как и у людей в реальной жизни. К любому сказочному персонажу, как и к любому человеку, нужен особый подход, добрыми делами можно растопить лёд даже в самом холодном сердце. Эти герои учат нас не бояться трудностей, сопереживать и помогать друг другу в нужный момент».

Д. Дрожжин, студент первого курса магистратуры биологического факультета
Д. Дрожжин, студент первого курса магистратуры биологического факультета

Дмитрий Дрожжин, студент первого курса магистратуры биологического факультета, говорит, что вспомнить, какая именно книга была любимой, тяжело. Однако рассказывает нам о произведении, которое пробудило любовь к чтению: «Это был А. Дюма, „Граф Монте-Кристо“, которого я прочёл, будучи в 6 классе. Во-первых, для меня это был вызов: смогу ли я. Затем сюжет и герои произвели на меня неизгладимое впечатление. Большое влияние здесь оказали стиль и язык автора, и, безусловно, мастерство переводчика. К сожалению, второй раз я никак не соберусь прочитать этот роман, но иногда читаю другие произведения А. Дюма».

Татьяна Алексеевна Креславская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, часами могла разглядывать иллюстрации, рисуя в своём воображении все «Приключения Незнайки» Николая Носова: «Эта книга — всё мое детство! Хочу, чтобы мои дети могли испытать те же эмоции при прочтении, что испытывала я, когда держала эту книгу в руках.

Т. А. Креславская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования
Т. А. Креславская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования

Главный герой сказки — Незнайка, коротышка из Цветочного города, который не хотел ничему учиться и был уверен, что всё знает лучше других. Незнайка был хвастунишкой, но при этом очень обаятельным. Я с большим интересом наблюдала за тем, как меняется характер и поведение героя по мере развития сюжета. Он становился всё более ответственным, он многое понял и в конце стал положительным героем, который полюбил книжки и начал дружить с малышками.

В сказке много и других героев, которые вызывают симпатию, — это Синеглазка, Винтик и Шпунтик, Знайка (хотя иногда он казался мне порядочным занудой)».

Мы попросили Татьяну Алексеевну поделиться с нами тем, что больше всего понравилось ей в «Приключениях Незнайки»: «Главный герой Незнайка и его друзья попадают в разные смешные приключения. Мне очень понравилась история, как герои полетели на воздушном шаре.

Конечно же, больше всего у меня вызывает симпатию сам Незнайка: хоть он немного озорной и непослушный, можно сказать, хвастунишка, но он не злой. Все его поступки сводятся к добру, из своих шалостей он делает в итоге положительные выводы. Произведение учит доброте. Автор нам показывает, насколько важна дружба, к чему могут привести шалости.

Произведение Н. Носова „Приключения Незнайки и его друзей„ читается очень легко и быстро. Книга увлекательная, можно сказать, что я прочитала её на одном дыхании. Книгу не перечитывала давно, но сейчас поняла, что хочу снова окунуться в этот волшебный мир».

А. Солянина, студентка третьего курса направления «Издательское дело» филологического факультет
А. Солянина, студентка третьего курса направления «Издательское дело» филологического факультет

Любимой книгой Анастасии Соляниной, студентки третьего курса направления «Издательское дело» филологического факультета, была повесть «Волшебник изумрудного города» А. М. Волкова, которую в зрелом возрасте она не перечитывает, чтобы не изменить того сказочного впечатления, с которым она воспринималась в детстве: «Это целый цикл сказочных историй, которые увлекали меня с первых страниц. А ещё мне нравилось искать остальные части серии в домашней и школьной библиотеках — тоже своего рода приключение.

Герои этой книги запомнились мне своей добротой, самоотверженностью и стремлением помочь друг другу. Вместе они прошли через многое: преодолели испытания и исполнили свои заветные желания.

В этой книге была карта волшебного мира. Мне нравилось подолгу разглядывать её и представлять, как Элли с Тотошкой идут по дороге из жёлтого кирпича навстречу приключениям».

А какие книги из детства вспоминаете вы? Делитесь в комментариях!