Найти тему
История России

22 февраля 1814 года. Силы сторон концентрируются. Напряжение нарастает. Наполеон поручает капитану Караману ответственное задание.

В предыдущей статье, дорогие товарищи, мы с вами рассмотрели события 22 февраля 1814 года, когда союзные корпуса выходят навстречу наступающей главной армии Наполеона. Первоначальный план союзников уничтожить растянутую армию Наполеона провалился. Наполеон успел подтянуть к местечку Краон большую часть своей армии. Тогда штаб армии союзников разрабатывает план «Б», в соответствии с которым здесь, на рубеже Краон — Лан нужно будет навязать Наполеону генеральное сражение.

И мы с вами, дорогие товарищи, продолжаем внимательно следить за развитием событий.

*

Случайное изображение. Источник: Pinterest.com
Случайное изображение. Источник: Pinterest.com

*

Кратко напомню расположение и направления движения войск союзников, ибо это важно. Итак, западнее Краона фельдмаршал Блюхер, — командующий армией союзников, сосредоточил русскую пехоту корпуса Винценгероде под командованием генерал-лейтенанта Воронцова при поддержке русского корпуса Сакена. Эти войска должны выдержать фронтальный, главный удар Наполеона, и «держаться до последней крайности». Сводный кавалерийский корпус, собранный из корпусов Винценгероде, Ланжерона и Йорка общим числом до 10 000 сабель и под общим командованием Винценгероде должен обойти наступающие силы Наполеона с правого фланга. Для поддержки кавалерии выделен прусский корпус Клейста. Все остальные войска должны будут находиться в резерве у городка Лан, что расположен в 23 километрах северо-западнее Краона.

*

Итак, генерал-лейтенант Воронцов высылает вперёд, к Краону, русские 13-й, 14-й егерские полки, русскую кавалерию под общим командованием генерал-лейтенанта Орурка. В резерве ещё два пехотных полка. Эти войска должны задержать наступающие части Наполеона.

*

22 февраля 1814 года, как только Наполеон со своей Гвардией перешёл через Эну, он вызвал к себе ординарца капитана Карамана.

— Капитан! — обратился Наполеон к Караману. — Вы давно желаете отличиться, не так ли?

Караман мгновенно понял, что Наполеон желает поручить ему что-то важное:

«Вот он! Мой звёздный час настал!» — подумал капитан и сердце его забилось чаще, а душа словно засияла изнутри, и, казалось, не хватало ей места в теле.

— Я выполню любое ваше распоряжение, Ваше Императорское Величество.

Наполеон вдруг вспомнил свои молодые годы.

Воспоминания нахлынули на императора. Наполеон вспомнил начало своей военной карьеры, подавление народного голодного бунта, осаду Тулона, итальянскую кампанию, Египет...

Наполеон молчал и смотрел на капитана Карамана, о чём-то размышляя. Караман по-своему понял размышления Наполеона. Капитану показалось, что Наполеон обдумывает поручение.

«Чем сложнее задание, тем лучше. Я готов на всё», — размышляет Караман.

«Как же быстро взлетела моя карьера, — поглядывая на Карамана, ностальгически подумал Наполеон. — За семь лет... за семь лет службы я уже бригадный генерал. Какой же жуткий карьерист я был...»

Наполеон улыбнулся.

«Но что принесла мне власть, кроме бесконечной войны, неподъёмного груза ответственности и жуткой душевной тоски? Моя борьба... всё это пустое... всё пустое. Но я рождён под счастливой звездой. Я избранный! А этот юноша, этот капитан. Ведь он не за Францию воюет, за очередное звание, за должность. Скажи я ему сейчас "продай душу — получишь генерала", ведь продаст, сукин сын. Сколько таких, «этих капитанов» в нашем мире, и все они лишь порождение этого безумного, безумного мира. Всё пустое, всё не так... Где мои семнадцать лет? Всё бы поменял, всё бы изменил в своей жизни. Нужно было стать фермером, как мой отец. Воспитывать с женой кучу ребятишек. Долгими вечерами читать им сказки, сидя у горящего, потрескивающего дровами, камина. А утром. А утром с ними гурьбой, босиком по росе, на речку ловить рыбу и купаться. И встречать с ними рассветы и созерцать закаты. Эх, начать бы жизнь заново...»

— Капитан, почему вы пошли в армию? — вдруг совершенно неожиданно спросил Наполеон, обратившись к Караману.

Капитан не нашёлся сразу что ответить.

— Служить, и защищать Францию, Ваше Императорское Величество, — ответил капитан.

— Но зачем вам майорское звание, капитан? Разве ваша жизнь станет счастливее? И разве рядовой не защищает Францию? Сегодня я подпишу приказ о разжаловании вас в рядовые, и вы так же, по-прежнему, будете защищать Францию, разве нет?

Капитан Караман опешил. Лицо его вытянулось, глаза округлились. Он уже предвкушал самое опасное задание, какое только может быть. Он его, конечно, выполнит, и «майор у него в кармане», а там, глядишь, и до полковника недалеко. А тут вдруг такое.

Капитан немного растерялся, но понял, что Наполеон сейчас в дурном расположении духа и в каких-то своих философских рассуждениях и лучше всего сейчас молчать. В голове, словно бьющаяся в клетке птица, пульсирует мысль:

«Молчи и слушай, — сам себе мысленно говорит капитан, — молчи, иначе всё испортишь. Задание отдадут другому, и не видать тебе майора как своих ушей. А насчет рядового, это какая-то шутка, проверка, подвох...»

Наполеон заметил душевное страдание капитана и не стал его более мучить.

— Получаю вам, капитан Караман, самое ответственное, какое только может быть на сегодняшний день, задание. От его выполнения напрямую зависит, станете ли вы майором или будете разжалованы.

Караман просиял и ещё жёстче вытянулся стрункой, по стойке смирно. Хотя капитана очень тяготит смотреть на своего императора сверху вниз. Чтобы компенсировать эту неловкость, капитан старается не смотреть императору в глаза.

— Капитан! — продолжил Наполеон. — Возьмёте один батальон Старой Гвардии и займёте в-о-н ту, господствующую над Краоном, высоту. Ваша задача наблюдать за передвижением неприятеля и докладывать обо всём, что увидите по ту сторону. В случае, если неприятель попытается взять высоту, обороняться до последнего. Я пришлю подкрепление. Выполняйте, капитан.

*

Капитан остался доволен. Будет землю есть, но высоту не отдаст, а иначе не видать ему майора как своих ушей. Капитан Караман с батальоном Старой Гвардии ушёл на высоту...

Наполеон остался один.

«Что на меня нашло? — вдруг подумал Наполеон. — Какое-то дурное наваждение, минута слабости. Какое ещё фермерство? Я — император мира! Я избран Богами! И весь этот бренный мир должен принадлежать мне. И я не остановлюсь. Мир ещё падёт к моим ногам!»

Что произойдёт дальше с капитаном Караманом, и как будут развиваться события далее, мы с вами, дорогие мои товарищи, узнаем в следующих статьях, а на сегодня заканчиваем...

>А вот и следующая статья<, дорогие товарищи.