Найти в Дзене

Как строили один из пунктов воздушной трассы «Аляска – Сибирь» в Олёкминске

Воздушная трасса Аляска – Сибирь создавалась как коридор для перегонки самолетов из США в СССР по договору ленд-лиза. Посреди дикой тайги и в рекордные сроки создавались действующие военные аэродромы.

Ленд-лиз: программа помощи США, которая включала вооружение, технику и продовольствие. За эти поставки наша страна расплатилась сотнями тысяч тонн хромовой руды, десятками тысяч тонн марганцевой руды, платиной, золотом, древесиной. Долговые обязательства России по ленд-лизу, поставленному во время ВОВ, завершились лишь в 2006 году, спустя 65 лет!

Закон о ленд-лизе был реализован в СССР в октябре 1941 года, а уже спустя год на трассе функционировало свыше десяти аэродромов. К основным аэродромам относились площадки Якутска и Красноярска, Киренска, Сеймчана и Уэлькаль, запасные в Алдане, Олекминске, Оймяконе, Берелехе и Марково.

Схема маршрута экспедиции РГО для обследования аэродромов Алсиб
Схема маршрута экспедиции РГО для обследования аэродромов Алсиб

Многие аэродромы были построены с нуля, посреди тайги. Каким трудом давалось такое строительство, можно проследить по воспоминаниям олёкминчан.

Место для одного из промежуточных пунктов АлСиба было выбрано в пяти километрах от города Олёкминска Якутской АССР. Участок для строительства аэродрома представлял собой густо заросшую лесом тайгу в районе Мунду-Кюельских пашен.

Предстояла тяжелая работа: силами местных жителей и имеющейся немногочисленной техники расчистить от деревьев, выкорчевать пни и выровнять данный участок. По воспоминаниям очевидцев, на строительство полосы привлекались дети с десяти лет, женщины и оставшиеся мужчины. Помимо местного населения, были привлечены военные специалисты, мобилизованные военнообязанные, непригодные к службе в рядах Красной Армии, а также гужевой транспорт из ближайших колхозов, трактора Абагинской МТС.

Обычно работники уходили к семи утра к месту сбора, где была перекличка. Начинали работать в восемь утра. При этом к месту строительства добирались пешком, а иногда на подводе. Я писала уже про Вадима Голомарева, который как раз работал на такой подводе, возил людей:

Трогательная История одной скульптуры
Интересные факты о Якутии6 ноября 2022

В итоге тайга была вырублена и расчищена на 29 гектарах. Валку леса и выкорчевку пней производили вручную, топорами и лопатами. Каждое поваленное дерево обвязывали веревками и оттаскивали в сторону.

Наравне с мужчинами приходилось работать и женщинам. Без выходных и праздников, с утра до вечера они расчищали полосу от леса, корней, камней, помогали лесорубам, механизаторам. Очевидцы вспоминают, как от тяжёлой работы болели и пухли руки.

К 1943 году трасса уже вовсю работала. Была налажена охрана самолетов, из числа солдат 821-го истребительного авиационного полка, базировавшегося в Олекминске. В обслуживание аэродрома входило развозить бочки-печки для подогрева военных самолетов, заправка горючим машин, шедших через нас на запад, регулярная чистка полосы от снега. Для этого использовалась в том числе и американская техника: снегоочистители и студебекеры.

-3
Студебекер Studebaker US6 легендарный грузовой автомобиль, выпускавшийся с 1941-1945 годы. Самое массовое транспортное средство, поставлявшееся Советскому Союзу по ленд-лизу. Отличался повышенной проходимостью и грузоподъёмностью.

Так, тяжелым трудом, впроголодь и в суровых погодных условиях был построен аэродром в Олёкминске, который функционирует и сейчас. В память о строителях аэродрома на территории Олекминского аэропорта установлен памятник-макет самолета «Аэрокобра», который свидетельствует о подвиге олёкминчан в годы войны.

-4

По материалам Н. Дехтяр "Таежный аэродром"

Не забываем ставить лайки и подписываться на канал, это стимулирует развитие канала)