Старший сын начал говорить до года. Все звуки ему давались легко, кроме "р". Думаю, что эта проблема знакома многим родителям. Говорю ему:
- Леша, скажи рак, рыба.
- Лак, лыба.
Однажды утром я разогрела на кухне завтрак и пошла за Алешкой. Только открыла дверь гостиной и сразу увидела ужасную картину - сынуля выдернул спицы из вязания и приноравливается их в розетку воткнуть. Это сейчас есть специальные защитные устройства от детей для розеток, а в 1985 году такого не было.
В голове мелькнуло, что добежать до сына и вырвать из его рук вязальные спицы - не успею. И я неожиданно для себя завопила: "Дуpak!" Сынуля опустил руки и с удивлением посмотрел на меня. Мне хватило времени подбежать к нему и забрать спицы.
После завтрака мы пошли с Алешей в магазин. В нашем гарнизоне был день привоза. Кто-то из очереди поинтересовался у сынишки:
- Малыш, как тебя зовут?
И он чётко ответил:
- Дуpak! Дуpak! Дуpak!
Все захохотали. А мне пришлось объяснить, что Алеша не обзывается и так, как говорится, не называется, рассказав, как в его обиходе появилось это словечко. Весь этот день на любые вопросы мой сынуля отвечал "дуpak". На другой день, проснувшись, он забыл это оригинальное словечко, но с тех пор он чётко произносил звук "р" в любых словах.
А сейчас я вам расскажу о другом слове, которое помогло научиться говорить "р" моему будущему ученику. С этой семьей мы подружились, пока я учила их старшего сына в начальной школе.
Я набирала очередной 1 класс. Ирина решила и младшего сына отдать на обучение мне. А Саше было всего 5 лет, в мае должно было исполниться 6. А программа 1-3, тогда по окончанию третьего класса сразу шли в пятый. Наверное, многие помнят этот период. Брали в 1 класс семилеток.
Я уговаривала маму не лишать ребенка детства. Но она не слушала меня. "Хочу, чтобы он учился у тебя!" - вот и весь сказ. Пошла с сыном в управление образования, там специалисты посмотрели ребенка, она добилась, чтобы ей написали заключение обследования, принесла мне бумаженцию, что мальчик готов к обучению, но решение об обучении мальчика оставлено на усмотрение учителя. И тогда я сказала:
- Ира, я возьму Сашу к себе в 1 класс, если ты его научишь произносить звук "р".
Ирина ответила:
- Хорошо. Но посоветуй, как это сделать.
И я ей рассказала про своего сына и посоветовала найти свое слово, оно должно быть необычным, может быть, даже нехорошим.
На другой день приходит Ирина утром в школу с Сашенькой и, едва поздоровавшись со мной, говорит:
- Саша, скажи наше заветное слово Надежде Ивановне.
И Саша радостно говорит:
- Дpиcня!
Так что, родители, вы теперь знаете, как научить ребенка произносить звук "р". Найдите своё слово, может, и не совсем хорошее .
Были ли у ваших детей проблемы с произношением?