Найти тему

В России нашли остров 8-го века в форме прямоугольника. Хитроумные постройки на нем являются настоящей загадкой

На озере Тере-Холь на юго-востоке Республики Тува, есть странный остров с загадочной структурой. После многолетних исследований он наконец-то был занесен в условную археологическую директорию "тайна раскрыта".

     Пор-Бажын. pinterest.com
Пор-Бажын. pinterest.com

И если его гибель можно еще как-то объяснить, истинное назначение древней постройки до сих пор определяется как: "возможно" или "вероятно".

Вдали от мира

     Пор-Бажын. pinterest.com
Пор-Бажын. pinterest.com

Тувинское озеро Тере-Холь скрыто от посторонних глаз глубоко в сибирских горах Сенгелен, на высоте 1 300 метров над уровнем моря недалеко от российско-монгольской границы. Лабиринт из руин, когда-то монументального сооружения обнаружил и описал известный русский историк, географ и картограф Сибири Семен Ремезов (1642-1720). Он считал, что давным-давно на острове располагался город. Тувинцы называют это сооружение "Пор-Бажын", что означает - "глиняный дом".

Площадь всего городища составляет 3,5 гектара и занимает почти весь остров. Первые его исследования были проведены в 1891 году, и с тех пор место долгие годы оставалось загадкой для исследователей. Поврежденные стены наводили на мысль, что это мог быть форт или же тюрьма. Мнения историков и ученых по этому поводу разделились. Некоторые из них предполагают, что это мог быть дворец, священное место или даже астрономическая обсерватория.

Новые исследования и новые находки

     Пор-Бажын. pinterest.com
Пор-Бажын. pinterest.com

В 1957-63 годах на городище проводились раскопки под руководством российского археолога С. И. Вайнштейна, однако они не принесли значительных результатов. Обширные полевые работы были возобновлены в 2007-2008 годах, под кураторством нынешнего министра обороны Сергея Шойгу, уроженца села Кунгуртук, расположенного в восьми километрах от места исследований. Он основал Фонд "Пор-Бажына", который финансировал данную работу. В исследовании приняли участие ученые Российской академии наук под руководством Ирины Аржанцевой, а также ученые из Московского государственного университета и Государственного музея Востока. С ними также сотрудничали немецкий профессор археологии Генрих Г. Х. Хэрке, специалист по раннесредневековой археологии.

Археологические раскопки установили, что в центре обнесенного стеной поселения было около 30 маленьких зданий и одно большое, разделенное на два крупных павильона, разграниченных пешеходной дорожкой. Конструкция опиралась на 36 колонн и было защищена черепичной крышей. Предполагается, что здание использовалось для церемоний и религиозных ритуалов.

Небольшие здания имели одну или две комнаты и располагались в небольших закрытых дворах. Главные ворота с башнями и подъездными пандусами находились в центре восточной стены. Высота сохранившихся стен равнялась 10 метрам, внутренних - 1-1,5 метрам. Их общая площадь составляла 215 х 162 м.

Археологи нашли глиняные таблички с отпечатками человеческих ног, фигурки животных, декоративные узоры и фрагменты обожженного дерева. На стенах были обнаружены выцветшие рисунки.

Датировка, предположения и гипотезы

     Мегалиты на Пор-Бажыне. pinterest.com
Мегалиты на Пор-Бажыне. pinterest.com

Согласно анализу немногочисленных артефактов, здание было отнесено ко 2-й половине 8-го века. Предполагается, что оно было построено между 770-790 годами нашей эры кочевыми уйгурами во времена Уйгурского каганата (744-840 годы нашей эры), которые в то время контролировали почти всю Монголию и южную Сибирь. Но почему город построен в таком отдаленном месте, вдали от крупных поселений и торговых путей? Почему на острове?

Для чего он предназначался и почему был заброшен, подсказали дальнейшие исследования.

Согласно первым предположениям, это был дворец уйгуров. Однако не было обнаружено ни признаков постоянного жилья, ни остатков очага для отопления зданий, что весьма необычно для сибирских морозов и особенно горных условий. Поэтому не исключено, что это могло быть ритуальное место или временная военная крепость. Но и здесь не было найдено ни одного доказательства в пользу данных теорий.

Хэрке обратил внимание на использованные строительные материалы, технику строительства и план помещений, которые навели его на мысль о китайской архитектурной технологии, напоминающей "Запретный город". Ученый не исключил возможности того, что в строительстве острова принимали участие китайские архитекторы и строители. Эти факты указывают на то, что здание могло быть монастырем. Вероятно, для этой цели оно было построено или перестроено из первоначального дворца.

Итог

     Останки мегалитов. Пор-Бажын. pinterest.com
Останки мегалитов. Пор-Бажын. pinterest.com

Присутствие китайских мотивов представляет город в совершенно ином свете. И что не маловажно, время его строительства совпадает с периодом правления хана Бёгю. Под влиянием китайских учений он обратился в манихейство, которое провозгласил официальной религией Уйгурской империи. В 779 году нашей эры он был убит во время восстания противников этой веры. Вероятно, уйгуры были разбиты местными племенами и изгнаны из этого региона.

Последние исследования, проведенные в 2020 году, уточнили дату строительства до 777 года нашей эры. Они также установили, что до завершения строительства на острове произошло как минимум одно землетрясение. После которого в конструкциях были отремонтированы большие трещины. Здание самого монастыря (вероятно, уже после того как было заброшено) пострадало от очередного землетрясения и было уничтожено огнем. Оно служило своей цели совсем недолго, если вообще когда-нибудь служило. Возможно, именно поэтому не было найдено никаких следов постоянного пребывания людей.

По мнению специалистов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Географического института Российской академии проводивших исследование, Пор-Бажын скорее всего был манихейским монастырем, построенным во времена правления хана Тенгри Бёгю. Удаленный остров в мелководном озере мог быть идеальным местом для медитации.

Пор-Бажин несомненно, является уникальным историческим памятником. Для современных уйгуров он стал важной частью их культурной идентичности и свидетельством существования развитой культуры в ранний период их истории. У уйгуров нет национального государства, большинство из них проживает в Китае, в основном в провинции Синьцзян. Как этническая группа, они добиваются признания своей автономии.