Найти тему
Башкортостан 24

Талантливые и способные: “Вести” узнали, как в Башкирии живут дети с аутизмом

Накануне, 2 апреля, во всем мире отметили День распространения информации об аутизме. Его цель – привлечь внимание граждан к проблеме и помочь особенным детям и взрослым адаптироваться в обществе. Продолжит тему Анна Морозова. О своих работах 14-летняя Рушания Ермеева рассказывает с энтузиазмом. Рисование – одно из ее любимейших занятий. Кисть, в руках девочки, словно превращается в волшебную палочку. А созданные в технике абстракции картины уже не раз представлялись на различных выставках и конкурсах. “Такую работу мы делали на Абилимпикс”. Тогда девочка заняла второе место. В конкурсе по профессиональному мастерству среди лиц с ограниченными возможностями здоровья Рушания примет участие и в этом году. Причем рисование – не единственный ее талант. Екатерина Агашкова, учитель изобразительного искусства коррекционной школы-интерната №59 г. Уфы: “Недавно она участвовала в зональной олимпиаде по швейному делу и заняла первое место. Скоро, 11 апреля, она будет участвовать в Республиканской олимпиаде по швейному делу”. Мама Рушании рассказывает: странное поведение дочери заметила, когда ей было около двух лет. Девочка не откликалась на имя, отсутствовал зрительный контакт. После долгих обследований малышке поставили диагноз: расстройство аутистического спектра. Галия Тимерханова: “Не каждый день такое происходит. И никогда не думаешь, что это произойдет в твоей семье. Поддержка близких и друзей играет большую роль. И никогда не нужно замыкаться в себе, искать что-то, пробовать. А рисовать вот она начала еще с самого раннего детства”. Поначалу Рушания обучалась на дому. В родном Мелеузе не было коррекционной школы для детей с таким диагнозом. В 2017 году семья приняла решение переехать в Уфу. Невероятное количество талантов и у 18-летней Камиллы Хабибуллиной. Девушка поет на разных языках, читает стихи и играет на синтезаторе. Занятия по музыке у нее дважды в неделю. Любовь Ахмедьянова, преподаватель по фортепиано: “Ей очень нравится вот этот вальс, Евгения Доги. У нее очень вообще большой репертуар: и советские и зарубежные композиторы”. Также Камилла увлекается шитьем, вязанием и рисованием. Учитель по изобразительному искусству Светлана Дунович рассказывает: дети с РАС зачастую очень одаренные. Задача педагога разглядеть талант и помочь ему развиться. Светлана Дунович, учитель изобразительного искусства коррекционной школы-интерната №59 г. Уфы: “Главное – нужно любить детей. Если ты любишь, то обязательно увидишь отдачу от ребенка. Ну и, соответственно, хвалить”. Важный фактор - поддержка родителей, - уверенна мама Камиллы Нафиса Хабибуллина. Главное - помочь ребенку найти занятие по душе. Нафиса Хабибуллина, мама Камиллы Хабибуллиной: “Нужно водить детей на разные занятия. То есть рисование помогает ребенку раскрыть себя, плавание тоже помогает развиваться, музыка улучшает работу головного мозга”. В Башкирии проживают более тысячи детей-аутистов. Для их полноценного развития необходимы специальные программы и профильные учебные заведения. Последних, к сожалению, не хватает. Так, в столице республики работает 3 коррекционные школы. И все они расположены в микрорайоне Черниковка. Из-за этого многие дети вынуждены обучаться на дому. Танзиля Ибрагимова, заместитель директора по учебной и воспитательной работе коррекционной школы-интерната №59 г. Уфы: “Второй проблемой является нехватка специалистов. Многие выпускники институтов уходят в частную практику. Очень бы хотелось, чтобы молодые специалисты, дефектологи и логопеды, пришли к нам на работу”. А ещё у людей с аутизмом, как правило, возникают проблемы с трудоустройством. Однако стоит отметить, что среди них много талантливых и способных людей.