Официантка положила винную карту и удалилась. Захотелось попробовать незнакомое вино. В глаза бросилось странное название. Звонкое и наполненное жизнью. Так состоялось моё первое знакомство с продукцией империи Vivanco. Заказала бутылку Crianza. Любопытство нарастало, когда на этикетке увидела картину Хуана Миро и бутылку, дизайн которой заимствован из 18 века. Заинтриговал и текст с подписью владельца. Вино на вкус оказалось неплохим, хотя в Rioja пробовала и лучшие. Но больше всего поразила концепция : объединить производство, историю, научную базу, искусство и литературу под одной крышей в "Museo de la Cultura del Vino Vivanco" - лучший Музей вина в мире согласно классификации ЮНЕСКО.
Моноблок комплекса виден издалека и поражает не только своими размерами, но и его гармоничной встроенностью в ландшафт. Долина реки Эбро со змеиной вальяжностью растягивается меж виноградных полей.
Мелким пунктиром на горизонте маячат замок San Vicente de la Sonsierra и Castillo de Davalillo. На фоне Sierra de Cantabria и красных глиняных почв возвышается укрепленный средневековый городок Briones.
Три его вытянутые под линейку главные улицы хранят истинные сокровища. Прежде всего римские стены, на которые позднее надстроили средневековые. И Государство выделило немалые средства, чтобы реставрировать монументальный комплекс большого исторического достоинства. Колоссальные валуны горизонтального и вертикального положения- великолепный природный декор. Они" вторгаются " в городскую среду, заимствуют пространство отеля, ресторана, жилого дома.
Над всем этим могущественным строением возвышается колокольня приходской церкви Nuestra Señora de la Asunción.
В провинции Риоха огромное количество неповторимых в своей красоте церквей. И это оправдано, учитывая, что все они построены на пути Сантьяго. Но церковь Asuncion de Briones можно считать непревзойденной в своей категории.
Она самая просторная, сбалансированная в пропорциях, великолепно декорированная. Сооружение 16 века в стиле Католических Королей и ренессанса, в 1982 году объявлена историческим наследием. Особый статус имеет и прилегающая башня в риоханском стиле, - парная с башней в Santo Domingo de la calzada и Logroño.
Церковь Asunción отличают от других в регионе ретабло Santiago Matamoros на коне и орган.
Последний создан итальянским мастером Gasparini в 1767 году и экстериорный декор в стиле рококо.
В квадрате площади, рядом с церковью, обращают на себя внимание 2 здания столь непохожие друг на друга: самый старый жилой дом в Briones и дворец маркиза San Nicolás 18 века, в стенах которого сегодня разместился этнографический музей, филиал Museo de Rioja в Logroño.
На четырёх этажах дворца с помощью раритетных экспонатов и фотографий рассказано история быта риоханцев 19 начала 20 вв. Предметы, вышедшие их обихода, но волнующие посетителей разного возраста : кого-то сопричастностью к эпохе, кого-то "новизной " и наивностью.
На панорамной площадке Briones разворачивается перед пытливым взором виноградная палитра Alta Rioja. Здесь, третье поколение династии Vivanco, в 1985 году приобрело 300 г первоклассной земли.
Pedro Vivanco, профессиональный энолог, параллельно с коммерческой деятельностью по продаже и покупке вина, свою любовь к понятию Вино выражает в проекте по поиску и коллекционированию всего, что связано с ним : книги, декоративные изделия, картины, прессы, штопоры, археологические предметы. В согласии со своей супругой, дочерью виноградаря из Alberite и отличной художницей, в 1990 году Педро начинает строительство амбициозного проекта - винные погреба Bodegas Vivanco. В это же время бизнесмен убеждает свою семью создать рядом с погребами Музей, где разместится великолепная коллекция под руководством первоклассных специалистов.
Первое впечатление от увиденного оставляет двоякое ощущение : то ли Музей Бородинского сражения, то ли соединение архитектуры и пейзажа, братство земли и цвета, формы геометрии, технического авангарда.
Золотистые камни стен, зелёные крыши, намекающие на близость виноградников. Весь комплекс зданий - сочетание союзов и контрастов. Цветной цемент, медь, стекло. Стена - портик ведёт вас к входу, в храм вина. Неожиданно она обрывается и виноградники, жёлтые и золотистые поля открываются взору до горизонта. Голубая вода искусственного водоёма, над ним бетонная рамка и в ней, на расстоянии 15 км, силуэт замка.
Это закуска. Основное блюдо к богато накрытому столу - Музей. Он включает 5 колекционных залов с различной тематикой и шестой под открытым небом, где на 6.000 кв. м. разместилась уникальная ампелографическая коллекция лозы,-
222 высаженных варианта.
8000 лет насчитывает история виноделия. Она связана с появлением первых цивилизаций.
Предметы культа, сосуды, вазы Египта, Греции, Китая собраны в первом зале. Здесь же уникальные прессы, аппараты для переработки начиная с 18 века, лаборатории 19 века.
Второй зал - история хранения и транспортировки вина.
Большинство бочек производятся из дуба. Из 150 видов дуба, только 3 используют для их изготовления. Французский дуб придаёт вину ванильный вкус.
Американский дуб имеет низкий уровень дубильной кислоты и аромат кокоса.
Третий зал охватывает жизнь вина в погребе: фильтрация, состояние покоя, активные фазы и, конечно, разлив и путь вина к потребителю.
Не забыли создатели Музея об искусстве и символизме. Лоза и вино всегда символизировали аллегорию и плодородие. Поэтому в четвёртом зале уникальные фигуры бога Осириса, египетская погребальная стела, керамические кувшины с красными и чёрными фигурами древней Греции, ритуальные рога персов. Скульптуры, византийская мозаика, бронзовые зеркальца римлян, тарелки со сценами вакханалий. В коллекции основателей Vivanco картина Пикассо "Бутылка вина".
Вино, один из основных продуктов питания Средиземноморья. Этот великолепный напиток всегда сопровождал церемонии, праздники, банкеты.
Как открыть бутылку вина без штопора? На этот вопрос вы получите ответ, посетив 5-й зал экспозиции. 3000 экземпляров штопора дают возможность проследить эволюцию развития этого простого инструмента начиная с 18 века. Очень много механизмов были изобретены, чтобы вытащить пробку из бутылки. И большинство - запатентованы, чтобы избежать копирование. Первый карманный штопор зарегистрирован в 1855 году в Англии. И самая интересная часть коллекции демонстрирует штопор как декоративный предмет. Его функциональность отходит на второй план. В заключительном аккорде представлены предметы нужные в момент подачи вина : греческие кувшины 6 века до н. э., стеклянные бокалы 17 века, масонский фужер 19 в.
Музей объединяет под одной крышей реставрационные мастерские, Центр документации вина, зал для дегустации, эномагазин.
Но рассказ об этом удивительном путешествии в мир вина не будет полным, если не упомянуть святая святых - восьмигранный зал Crianza.
Он расположен под землёй. Восторг вызывает грандиозность проекта в сочетании с лёгкой структурой потолка, гармоничной красотой линейки с бочками в архитектурном контексте. Зал с 111 колоннами, составляет волшебное пространство, безмолвное, с тусклым, мерцающим светом. Потолок сконструирован из бетонных элементов, накладывающихся один на другой, сужающихся и поднимающихся в своём стремлении к центру. Чистая конструкция с перемежающимися линиями, поддерживающая центральный цилиндр, позволяющая проникнуть внешнему свету. Зал совершенен со всех точек зрения. Выдержанные вина требуют особого внимания : термическая стабильность, отсуствие вибраций, система вентиляции. В этом подземном царстве есть все условия для создания отличного вина.
VIVANCO - это больше, чем вино. Это вызов, это страсть, это желание превзойти невозможное. Это часть риоханской многовековой истории и культуры умноженной на инновации и перспективный бизнес проект.
30. 12. 21
Юлия Семибратская Волгина
ALTA RIOJA, Briones, España