Найти тему
Белгосраспил

Футболисты клуба «Минск» в этом году накатают 60 тысяч рублей за наш с вами счет. Можно было сэкономить?

Сфера спорта — крайне дорогая, непредсказуемая по результатам вложений и, несмотря на это, очень важная для нормального функционирования общества. Миллионы, вложенные в спортивную дисциплину, не гарантируют, что вскоре вы получите новых чемпионов. А там, где есть неопределенность и большие государственные деньги, возникает искушение их «попилить». Именно поэтому в сфере спорта мы часто встречаемся с махинациями, мутными схемами, непонятными и непрозрачными государственными закупками. Сегодня разберем, как происходят тендеры по закупке услуг пассажироперевозок для футбольного клуба «Минск».

Столичный клуб, играющий в национальной высшей лиге, последние годы демонстрирует крайне скромные результаты: с 2017 года он ни разу не смог подняться в Чемпионате Беларуси выше 5 места, а самое высокое достижение клуба — бронзовая медаль — приходится на далекий 2010 год.

Но, несмотря на это, исправно дотируется из бюджета. Мы изучили несколько тендеров, связанных с транспортными расходами «Минска». Один из них является процедурой запроса ценовых предложений, размещенной в начале этого года.

Закупали «Оказание автотранспортных услуг по пассажирским перевозкам участников спортивных мероприятий на территории Республики Беларусь и за ее пределами в 2023 году».

Уже из наименования предмета закупки видны противоречия, и сразу возникают вопросы:

  1. Почему объединили перевозки по территории Республики Беларусь и за ее пределами?  Логичнее и правильнее разделить эти услуги, так как перевозки по республике будут иметь гораздо больше предложений и, соответственно, цена будет значительно снижена.
  2. В документации к Запросу ценовых предложений в «порядке формирования цены предложения» есть формулировка, что выбор поставщика услуг будет определяться по наименьшей цене из расчета за 1 км и 1 норма/час. Однако нет единой расценки за эти услуги по территории Республики Беларусь и за ее пределами. В стоимость услуг за пределами РБ входят и командировочные водители, и стоимость гостиничных услуг для водителя. Такая формулировка дает возможность манипулировать результатами тендера в любую удобную для организаторов сторону.
  3. В документации нет четких данных об объеме закупаемых услуг. Понятно, что возможна корректировка договора по факту оказанных услуг за год, но нет даже примерной потребности, хотя клуб должен иметь календарь соревнований и мероприятий.

А теперь посмотрите, как был сформулированы условия закупки:

-2
-3
-4

В этих требованиях нет никакой конкретики: сколько будет поездок, какой длительности и куда. Будут это переезды в пределах страны или за рубеж. По сути, клуб пытается продать кота в мешке. Возникает ощущение, что заказчик сделал все, чтобы процедура закупки не состоялась. И добился своего — не потупило ни одного предложения.

После несостоявшихся 2 конкурентных процедур закупок, как и положено по законодательству, был объявлен запрос о предоставлении сведений.

Но и эта процедура выглядит крайне странно: началась она в пятницу 10 февраля в 3 часа дня и была активна до понедельника 13 февраля. Получается, что по факту на рассмотрение запроса был отведен один рабочий день и «хвостик» в 3 часа пятницы вечером. За это врем желающим принять участие в процедуре еще надо успеть разобраться в тендере, задать уточняющие вопросы и составить коммерческое предложение. Очевидно, что сделать это в такие сжатые сроки будет крайне сложно. Можно смело предположить, что процедура создавалась специально под предприятие, которое подготовилась к ней заранее.

-5

В этом запросе повторяются все «особенности» документации закупки. По сути, у исполнителя нет даже приблизительного представления о том, какие объемы работ ему придется исполнить.

-6

Но, несмотря на все «особенности», нашлось два желающих купить «кота в мешке». Это были ООО «Мега-Моторс» (цена предложения 97,20 руб) и Автотранспортное государственное учреждение «Белтрансспецавто» Управления делами Президента Республики Беларусь (цена предложения 112,55 руб). Хотим отметить, что совершенно не понятно, речь идет о стоимости за один километр или за один нормо/час.

-7

В итоге договор получило ООО «Мега-Моторс» на общую сумму 60 000 рублей.

Мы внимательно изучили другие тендеры, в которых участвовал победитель, и на сайте https://goszakupki.by/ нашли всего 2 конкурентные процедуры закупки. При этом предприятие победило в одной, но по всем трем лотам.

-8

А вот на сайте https://zakupki.butb.by/ закупок с участием ООО "Мега-Моторс" вообще не найдено.

-9

Это может говорить о том, что наш победитель специализируется на закупках из одного источника. Это удобнее, и сложнее контролируется.

Всего же с 01.07.2019, Государственное учреждение физической культуры и спорта «Футбольный клуб «Минск» провело 16 процедур на закупку подобных услуг. Из них десять конкурентных процедур не состоялись, в остальных шести победителем всегда был Мега-Моторс! (номера закупок на сайте ГИАС 1247282, 15572155, 1613243, 1851345, 2021867, 659765) И только одна процедура была конкурентной – 659765, но в ней традиционно не указывался объем закупки.

Давайте рассмотрим некоторые из них.

Пример первый: идентификационный номер закупки на сайте ГИАС 1247282

-10

Пример второй: идентификационный номер закупки на сайте ГИАС 1557155

-11
-12

Пример третий: идентификационный номер закупки на сайте ГИАС 1613243 (Код ОКРБ 007-2012 49.39.34.000 Услуги по нерегулярным автобусным чартерным перевозкам на дальние расстояния).

-13

Пример четвертый: идентификационный номер закупки на сайте ГИАС 185134

-14

И, наконец, пример пятый: запрос ценовых предложений. Идентификационный номер закупки на сайте ГИАС 659765.

В технических характеристиках закупаемой услуги традиционно нет информации об объемах закупки.

-15

Однако это не помешало ни победителю, ни постоянному конкуренту Автотранспортное государственное учреждение "Белтрансспецавто" Управления делами Президента Республики Беларусь сделать предложения.

-16

Как вы видите, суммы заключенных по итогам состоявшихся тендеров договоров достигали 40 тысяч рублей. Это немалые деньги. При этом «Мега-Моторс» регулярно подписывается под совершено абстрактный подряд, но, судя по всему, и заказчика, и исполнителя это вполне устраивает. В этом тандеме всякий «третий» — определенно лишний.