Сфера спорта — крайне дорогая, непредсказуемая по результатам вложений и, несмотря на это, очень важная для нормального функционирования общества. Миллионы, вложенные в спортивную дисциплину, не гарантируют, что вскоре вы получите новых чемпионов. А там, где есть неопределенность и большие государственные деньги, возникает искушение их «попилить». Именно поэтому в сфере спорта мы часто встречаемся с махинациями, мутными схемами, непонятными и непрозрачными государственными закупками. Сегодня разберем, как происходят тендеры по закупке услуг пассажироперевозок для футбольного клуба «Минск».
Столичный клуб, играющий в национальной высшей лиге, последние годы демонстрирует крайне скромные результаты: с 2017 года он ни разу не смог подняться в Чемпионате Беларуси выше 5 места, а самое высокое достижение клуба — бронзовая медаль — приходится на далекий 2010 год.
Но, несмотря на это, исправно дотируется из бюджета. Мы изучили несколько тендеров, связанных с транспортными расходами «Минска». Один из них является процедурой запроса ценовых предложений, размещенной в начале этого года.
Закупали «Оказание автотранспортных услуг по пассажирским перевозкам участников спортивных мероприятий на территории Республики Беларусь и за ее пределами в 2023 году».
Уже из наименования предмета закупки видны противоречия, и сразу возникают вопросы:
- Почему объединили перевозки по территории Республики Беларусь и за ее пределами? Логичнее и правильнее разделить эти услуги, так как перевозки по республике будут иметь гораздо больше предложений и, соответственно, цена будет значительно снижена.
- В документации к Запросу ценовых предложений в «порядке формирования цены предложения» есть формулировка, что выбор поставщика услуг будет определяться по наименьшей цене из расчета за 1 км и 1 норма/час. Однако нет единой расценки за эти услуги по территории Республики Беларусь и за ее пределами. В стоимость услуг за пределами РБ входят и командировочные водители, и стоимость гостиничных услуг для водителя. Такая формулировка дает возможность манипулировать результатами тендера в любую удобную для организаторов сторону.
- В документации нет четких данных об объеме закупаемых услуг. Понятно, что возможна корректировка договора по факту оказанных услуг за год, но нет даже примерной потребности, хотя клуб должен иметь календарь соревнований и мероприятий.
А теперь посмотрите, как был сформулированы условия закупки:
В этих требованиях нет никакой конкретики: сколько будет поездок, какой длительности и куда. Будут это переезды в пределах страны или за рубеж. По сути, клуб пытается продать кота в мешке. Возникает ощущение, что заказчик сделал все, чтобы процедура закупки не состоялась. И добился своего — не потупило ни одного предложения.
После несостоявшихся 2 конкурентных процедур закупок, как и положено по законодательству, был объявлен запрос о предоставлении сведений.
Но и эта процедура выглядит крайне странно: началась она в пятницу 10 февраля в 3 часа дня и была активна до понедельника 13 февраля. Получается, что по факту на рассмотрение запроса был отведен один рабочий день и «хвостик» в 3 часа пятницы вечером. За это врем желающим принять участие в процедуре еще надо успеть разобраться в тендере, задать уточняющие вопросы и составить коммерческое предложение. Очевидно, что сделать это в такие сжатые сроки будет крайне сложно. Можно смело предположить, что процедура создавалась специально под предприятие, которое подготовилась к ней заранее.
В этом запросе повторяются все «особенности» документации закупки. По сути, у исполнителя нет даже приблизительного представления о том, какие объемы работ ему придется исполнить.
Но, несмотря на все «особенности», нашлось два желающих купить «кота в мешке». Это были ООО «Мега-Моторс» (цена предложения 97,20 руб) и Автотранспортное государственное учреждение «Белтрансспецавто» Управления делами Президента Республики Беларусь (цена предложения 112,55 руб). Хотим отметить, что совершенно не понятно, речь идет о стоимости за один километр или за один нормо/час.
В итоге договор получило ООО «Мега-Моторс» на общую сумму 60 000 рублей.
Мы внимательно изучили другие тендеры, в которых участвовал победитель, и на сайте https://goszakupki.by/ нашли всего 2 конкурентные процедуры закупки. При этом предприятие победило в одной, но по всем трем лотам.
А вот на сайте https://zakupki.butb.by/ закупок с участием ООО "Мега-Моторс" вообще не найдено.
Это может говорить о том, что наш победитель специализируется на закупках из одного источника. Это удобнее, и сложнее контролируется.
Всего же с 01.07.2019, Государственное учреждение физической культуры и спорта «Футбольный клуб «Минск» провело 16 процедур на закупку подобных услуг. Из них десять конкурентных процедур не состоялись, в остальных шести победителем всегда был Мега-Моторс! (номера закупок на сайте ГИАС 1247282, 15572155, 1613243, 1851345, 2021867, 659765) И только одна процедура была конкурентной – 659765, но в ней традиционно не указывался объем закупки.
Давайте рассмотрим некоторые из них.
Пример первый: идентификационный номер закупки на сайте ГИАС 1247282
Пример второй: идентификационный номер закупки на сайте ГИАС 1557155
Пример третий: идентификационный номер закупки на сайте ГИАС 1613243 (Код ОКРБ 007-2012 49.39.34.000 Услуги по нерегулярным автобусным чартерным перевозкам на дальние расстояния).
Пример четвертый: идентификационный номер закупки на сайте ГИАС 185134
И, наконец, пример пятый: запрос ценовых предложений. Идентификационный номер закупки на сайте ГИАС 659765.
В технических характеристиках закупаемой услуги традиционно нет информации об объемах закупки.
Однако это не помешало ни победителю, ни постоянному конкуренту Автотранспортное государственное учреждение "Белтрансспецавто" Управления делами Президента Республики Беларусь сделать предложения.
Как вы видите, суммы заключенных по итогам состоявшихся тендеров договоров достигали 40 тысяч рублей. Это немалые деньги. При этом «Мега-Моторс» регулярно подписывается под совершено абстрактный подряд, но, судя по всему, и заказчика, и исполнителя это вполне устраивает. В этом тандеме всякий «третий» — определенно лишний.