Город в 20 километрах от Кемерово. 27 тысяч жителей, центр Топкинского округа. Сколько себя помню, он всегда считался одной из частей Кемеровской городской агломерации. Связано это и с общей историей, которой вот уже 110 лет, и с близким расположением обоих городов, и с тем, что многие топкинцы (хотя в Википедии упоминаются некие "топкинчане", в существование которых я не больно-то верю) ездят каждый день на работу в областной центр. По названию города тоже имеются разные мнения: склонять или не склонять. Я в статье буду, уж извините.
От Кемерова до Топок километров 20. Бывал я здесь по работе неоднократно, и совершенно не ожидал, что мне внезапно в начале апреля представится возможность улучить часок на осмотр местных достопримечательностей. Поверхностный, конечно, да и по снегу не везде пройдёшь, проедешь, а кое куда до лета и не захочется. Например в местный парк с народным названием "Лесобаза" и Городским прудом на речке Черемшанка. Сюда надо приезжать, когда всё зелено, гулять по лесу по проложенным меж деревьев дорожкам. Поэтому в этот раз только город. Осмотр Топок разделился на пару дней: часть - ясным, солнечным первым апреля, а остальное - мутным вторым, поэтому и фотографии настолько разные.
Город начинался со станции. В 1913 году решено было проложить ветку от Транссибирской магистрали до быстро развивающихся в то время Кольчугинских угольных копей, ныне - город Ленинск-Кузнецкий. В те же годы акционерное общество "Копикуз" начало добывать высококачественный коксующийся уголь на Кемеровском руднике, через реку от села Щегловского (Усть-Искитимского), которое впоследствии выросло и превратилось в город Кемерово. К 1915 году "Копикуз" наладил выпуск кокса на первой, ещё уличной, печи завода на левом берегу Томи. От рудника уголь на Коксохим через реку доставлялся по грузовой канатной дороге. В том месте и решено было построить железнодорожную станцию Кемерово, чтобы грузить на ней уголь и кокс на вывоз в центральные районы России. Поэтому на ветке до Кольчугино, где-то в ста километрах от Юрги, необходимо было основать железнодорожный узел, откуда поезда могли идти на юг и на восток. В 1914 году первые строители прибыли на место будущего города Топки, заложили станцию, локомотивное депо и небольшой пристанционный посёлок.
Необходимо упомянуть, что у железнодорожников с названиями обычно полный кавардак. Связано это, полагаю., с тем, что планы прокладки магистралей меняются на стадии проекта, и не один раз. Думают, что проложат пути по одному маршруту и станцию построят около более-менее крупного населённого пункта, где найдутся для неё будущие работники. Но в итоге, первоначальные планы так и остаются на бумаге, потому что паровозы страсть как не любят лазить в горку. А названия станций после изменения проекта так и остаются, поэтому Мочище под Новосибирском отстоит от посёлка с таким же названием на целых 17 километров, а станция Топки появилась в 12 километрах от села Топки. Железная дорога до сюда прошла от Транссиба, от Юрги, по вершинам водораздела притоков Томи и Ини. Она петляет и подходит к самому западному краю нынешней Кемеровской области. Проложенная впоследствии автомобильная дорога, скачущая с гривы на гриву (остатки стародавней горной системы с прочерченными отступающим ледником долинками речушек), короче железной на 20 километров: 78 против 98.
Промышленный потенциал региона оценили и коммунисты. При Советах посёлок железнодорожников рос, локомотивное депо даже побеждало в соцсоревновании и становилось лучшим в СССР! В 1933 году посёлок при станции Топки стал городом. С началом Великой Отечественной в Сибири были размещены сотни эвакуированных предприятий. Одно из них: завод противопожарного оборудования из города Ливны Орловской области, было развёрнуто и в Топках. До конца войны предприятие специализировалось на огнетушителях и сопутствующих изделиях, но к 1955 году стало Топкинским весовым заводом, и дальнейшая его судьба связана с производством средств измерения. Интересно, что после восстановления районов, освобождённых от фашистов, завод разделился, а часть сотрудников и оборудования вернулась в родные Ливны.
Топкинский мехзавод (а переименовали его из весового буквально через два года в связи с расширением ассортимента) в 80-е вошёл в состав научно-производственного предприятия "Промавтоматика", а в 90-е вступил под названием "Сибтензоприбор", которое носит и поныне. В новые времена завод пережил немало непростых дней, менял хозяев, форму собственности, банкротился, но до сих пор вроде бы остаётся на плаву, выпуская промышленные весы и шахтное оборудование. Кстати, если кому интересно, тензометрическое оборудование - это приборы, измеряющие деформацию чувствительного элемента своей конструкции. Простейший тензоприбор - это динамометр, показывающий силу вашего рукопожатия. На этом же принципе основаны и более серьёзные весы, вот только современные технологии принесли в нашу жизнь электрические тензодатчики, при давлении на которые вырабатывается электрический ток. Вот откуда у Топкинского предприятия такое название.
В конце 40-х к северу от города было было обнаружено и размечено геологами Соломинское месторождение известняков, пригодное для промышленной выработки цемента. На то время поблизости работал один только Яшкинский цемзавод, основанный ещё до революции вблизи Трансиба. Мощностей его для растущего региона не хватало, но строительство нового крупного цементного завода в нескольких километрах к северу от Топок развернулось только в 1961 году. Дефицит цемента в те времена был жутчайший. Это видно по домам, строившимся в те годы: перекрытия в основном деревянные, в растворе песка больше, чем нужно. Ещё до начала строительства завода к северу от станционного посёлка, за элеватором, был заложен новый райончик, который получил название у местных "3-й участок". Вроде бы в строительстве принимали участие и заключённые, колония в то время располагалась неподалёку. Ныне "Топкинский цемент" - крупное предприятие, на которое в очереди строятся грузовики и железнодорожные составы для получения готовой продукции. А цемента опять не хватает: строительство в сибирских городах идёт активными темпами.
Четвёртым крупным предприятием Топок стал "Подорожник" - сеть быстрого питания, основанная в Кемерово в 1995 году, распространившаяся сперва на все окрестных регионы, но теперь ужавшаяся и охватывающая только Кузбасс и Новосибирск. Производство своих булочек и пирожков, а так же иной придорожной снеди, они развернули в заводских корпусах "Сибтензоприбора" в городе Топки. Помню первые Подорожники из 1995-го: ломтик батона на мокнущей бумажной тарелочке, расплавляющийся в микроволновке сыр. Романтика! Конечно в заводском исполнении уже совсем не то. Зато у них и выпечка теперь своя, и сыр, и колбаска. Газировку делают сами в Юрге. Павильоны, оборудованные столиками - этакие микро-кафе, пользуются неизменным спросом, особенно на трассах у парковок дальнобойщиков. А для Топок "Подорожник" - рабочие места.
Тем временем, пока я пересказывал летопись города и упоминал его промышленные предприятия, мы дошли до привокзальной Комсомольской площади - самого центра города, его исторического начала. Вокзал станции Топки - здание 1916 года постройки, является памятником архитектуры. Он капитально отремонтирован в 1999 году и сохранился очень неплохо. Правда фотоаппарат на смартфоне у меня в тот момент почему-то внезапно перешёл на черно-белое изображение, но в этом даже есть какая-то прелесть.
Перед вокзалом на площади установлена сцена для проведения праздников, крупная надпись "Топки" для себяшечек и привычная "лебедянка" под номером Л-3640, выпущенная в Ворошиловграде в 1954 году. А к юго-западу от площади, за теплотрассой и сине-белым забором, стоят старинные дома для станционных рабочих, сохранившиеся годов с 20-х. Древесина, из которой они построены почернела вся. Дома двухэтажные, на два подъезда, с небольшими хоздворами, стоят вдоль улицы Вокзальной. Но большая часть старинной застройки сохранилась за железнодорожными путями станции. Туда ведет виадук для пешеходов, начинающийся слева от здания вокзала. Вот там, за мостом - настоящий музей под открытым небом.
С виадука пофотографировал старинный вокзал, более новые здания, как из 50-х, так и совсем современные, бесконечные составы с углём, маневровые тепловозы, ряды пустых вагонов. То, знаменитое локомотивное депо отсюда не видать, как и водонапорную башню на её территории 1914 года постройки - самый старый памятник архитектуры в городе. До него я так и не добрался, идти надо было с километр по жилому району двухэтажных деревянных домов эпохи, когда Топки ещё были чисто железнодорожным посёлком. Идти не хотелось, да и время поджимало.
Район этот особо интересен кемеровчанам: примерно вот так выглядели наши заводские посёлки Нижняя и Новая колонии, возводимые для рабочих в 20-е - 30-е годы. У нас эти районы попали в зону отчуждения, всё-таки большая химия. Людей отселили, а дома разобрали. Хотя похожие здания встречались и в центре: на Ноградской ещё в 80-х стоял похожий двухэтажный дом на несколько подъездов (уже не помню на сколько), а последний одноподъездный кооператива "Искра", 1928 года постройки, во дворе дома по Весенней, 13, снесли уже в XXI веке.
Здесь же, в посёлке железнодорожников в Топках, эти исторические здания стоят до сих пор. Некоторые сносят прямо сейчас - убирают первую линию к путям: какие стоят пустыми, какие уже разрушены и на их месте - свалка. Но вторая линия и дальше - жилые до сих пор. Не думаю, что топкинцам приятно жить в этаком "музее". Сколько они ещё простоят?
А перед ними, прямо у самого виадука, стоит административное здание 1937 года. Оно тоже выглядит уникально, потому что стены у него не отделаны. Вот так строили у нас в 30-е годы многоэтажные дома, сочетая доступный бутовый камень и дефицитный тогда кирпич. Так в Кемерово построены четыре дома жилкомбината Коксохимзавода на Арочной. Бутовый камень - это не минерал какой-то особый, это порода, в которой прокладывают тоннели шахт, добираясь до угольных пластов. Добывают его и при открытой разработке, но в те времена основным поставщиком бутового камня были шахты. Часть использовалась при строительстве, но много уходило и на укрепление выработок. Даже термин такой был специальный - забутовка: заполнение пространства между крепью и стенами выработки бутовым камнем. Внезапно в Кузбассе слово "забутовка" приобрело новый, неожиданный смысл. Так называют ещё и перекус в дорогу или на работу, заботливо завёрнутый в тряпочку и засунутый между вещами.
А напротив Комсомольской площади, через улицу Революции, расположился парк Победы с памятниками героям Гражданской и Великой Отечественной войн. Фотографии его я помещал выше. Запомнился установленный там самолёт МиГ-21 в удручающем состоянии, с полуотломанным хвостовым оперением. А за парком - администрация Топкинского округа. Теперь город и район представляют единое целое - Топкинский округ. Экономия на чиновниках налицо.
А мы наконец-то добираемся до "Топкинского цемента" (от станции до него на машине пять с половиной километров) и на этом заканчиваем осмотр города-спутника Топки. Оставляем его местным жителям и желаем, чтобы жизнь у них была удачной и денежной. Работать в городе есть где. К тому же многие, как я уже писал в начале, ездят каждый день в Кемерово на работу и на учёбу. Автобус ходит регулярно. В Кемерово даже образовалась самодеятельная парковка недалеко от автовокзала, где, несмотря на запрещающие знаки, автомобилисты, едущие до Топок, поджидают случайных попутчиков. По часу в дороге топкинцы проводят неслучайно - уровень зарплат в Кемерово и городах-спутниках не сравнить: в городе - 35 - 50 тысяч, а там - 25 - 30. Работодатели утверждают, что: "Вам же не придётся тратить деньги на проезд до Кемерово, вот мы их из вашей возможной зарплаты и вычтем". Зачем платить больше, если есть такая возможность?
А здесь, можно найти ссылки и на другие статьи про путешествия и тихую охоту:
#путешествия #Топки #Кузбасс #Сибирь #апрель 2023