Найти тему

Шаг вперед, два назад: почему российскому рынку БПЛА пророчат миллиардные потери

По открытым данным, количество БПЛА в мире в 2022 году составляло 1 400 000 шт., в России — меньше 200 000. На пути развития российского рынка БПЛА пока слишком много препятствий, а многочисленные запреты на полеты дронов в регионах РФ, введенные за последний год, лишь усугубляют ситуацию. По оценке ассоциации «Аэронекст», обнародованной в начале года, существующие ограничения на полеты обернутся для отрасли миллиардными потерями.

«Бизнес-журнал» спросил у президента ассоциации «Аэронекст», заместителя генерального директора по стратегическим проектам компании «Геоскан» Андрея Грудева, на чем основан столь пессимистичный прогноз, и какова была методология расчетов. Вопрос непраздный, ответ на него дает представление о реальных масштабах отрасли, и математика оказалась проста.

«На начало текущего года запреты на полеты действовали в 23 регионах, всего же в РФ чуть больше 80 субъектов, то есть фактически четверть из них были объявлены бесполетной зоной для коммерческих дронов, — поясняет Грудев. — Оборот рынка БПЛА по итогам 2022 г. составил порядка 16 млрд руб. Вот и получается, что от рынка «отрезали» как минимум четверть». Эксперт поясняет, что в общем обороте учтен лишь сегмент гражданских БПЛА, сюда вошли продажи беспилотников и коммерческие услуги, которые оказывают с их применением.

Возможен ли компромисс?

Когда с пугающей регулярностью на российские территории, далекие от зоны проведения СВО, падают беспилотники, запущенные откуда-то оттуда, поневоле задумываешься: а в чем был смысл запрета? С одной стороны, вроде бы так спокойнее: чем меньше летающих объектов, тем проще фильтровать своих и чужих. Но по факту запрет, распространяющийся на использование коммерческих дронов, не стал барьером для атак со стороны противника. В этой борьбе запреты точно не помогут, это задача для ПВО. Так кому стало лучше, спокойнее и безопаснее?
Запрещая коммерческие полеты БПЛА, региональные власти явно перестраховываются ради «усиления мер безопасности». Однако и они вынуждены запрещать с оговоркой. Как пояснил в разговоре с редакцией Андрей Грудев, исключение обычно делают для дронов, которые работают по заказу органов власти. Значит, компромисс все-таки возможен? А в чем он для участников рынка?

Глеб Бабинцев, генеральный директор ассоциации «Аэронекст», предлагает такой алгоритм:
«Мой сценарий включает следующие этапы: обнаружение БПЛА, определение его координат, в том числе пункта управления, анализ намерения, контакт с пилотом. В случае если обратная связь не была получена, ставится вопрос о сбивании неопознанного БПЛА. Сейчас же запрет бьет только по добросовестным гражданам и компаниям, а нелегалы, преступники и враги, летали и до ограничений, и после. Запреты не повышают безопасность. Если бы была отлажена эффективная система контроля полетов, то в них не было бы необходимости».

Полную версию материала читайте на нашем сайте скоро.