Найти тему
veris

Как понять фильмы Тарковского. Разбор на примере "Сталкера"

Оглавление

Фильмы Андрея Тарковского - мировые шедевры, относящиеся к элитарному искусству: они труднопонимаемы для неподготовленного зрителя. Но что, если всё же хочется их понять? Это рассказ о моём личном опыте знакомства с картинами гениального режиссёра.

Пару лет назад, при первом просмотре "Сталкера", у меня возникла масса вопросов, ответы на которые тогда так и не нашлись. Фильм был отложен в долгий ящик - он был не понят мной. Позже, случайно обнаружив посвящённую Тарковскому группу, интерес к картине снова разгорелся и начались поиски рецепта "как понять высокое кино". Для меня он нашёлся.

Кадр из фильма "Сталкер"
Кадр из фильма "Сталкер"

До просмотра фильма стоит сделать несколько вещей:

____________________________________________________________________________________

1. Постараться понять мировоззрение автора, замысел его фильма.

Понять, какой именно смысл сам Тарковский вложил в ту или иную картину, на сто процентов нельзя: он редко затрагивал эту тему, а если и затрагивал, то объяснения были по мнению самого режиссёра неполными.

Если вы после двухчасового просмотра фильма, который я делал полтора года, не поняли его смысла, то неужели я своим слабым языком смогу вам все объяснить в течение нескольких минут? © А. Тарковский

Однако понимание того, какими глазами творец смотрит на мир, существенно упрощает восприятие произведений с позиции первоначального замысла.

Компактным и насыщенным источником взглядов режиссёра является "Слово об Апокалипсисе", а также различные вырезки из интервью, дневников и текстов (например, "Запечатлённое время") - для упрощения можно поискать их в группе T A R K O V S K Y.

Важно заметить, что если Вы не согласны с мнением режиссёра - это нормально. Это не значит, что Вам не понравится его творчество, ведь в этом и есть прелесть искусства: для каждого оно приобретает свой оттенок.

Кадр из фильма "Сталкер"
Кадр из фильма "Сталкер"

Ряд высказываний Тарковского, помогающих лучше понять "Сталкера":

Об апокалипсисе:

Что такое Апокалипсис? Как я уже сказал, на мой взгляд, — это образ человеческой души с ее ответственностью и обязанностями. <...> Но, может быть, главное, что он несет, — это надежда.

О вере:

Достоевский сделал свои великие открытия только потому, что был первым из тех, кто ощутил и выразил проблемы бездуховности. Его герои страдают оттого, что не могут верить. Они хотят, но они утеряли этот орган, которым верят. Атрофировалась совесть.

О любви:

Мы не знаем, что такое любовь, мы с чудовищным пренебрежением относимся сами к себе. <...> Потому что думаем, что любить себя — значит быть эгоистом. Это ошибка. Потому что любовь — это жертва. В том смысле, что человек не ощущает ее — это можно заметить со стороны, третьим лицом. И вы, конечно, знаете это, ведь сказано: полюби своего ближнего, как самого себя. То есть любить самого себя — это как бы основа чувства, мерило. <...> начинать всегда следует с самого себя.

О "Сталкере":

Но все же я попытаюсь объяснить, о чем мой «Сталкер». Это фильм о том, что в каждодневной погоне за материальным осуществлением своей жизни мы теряем духовность. О том, что мы не готовы морально к тому технологическому «прогрессу», который сопутствует нашей жизни и который уже почти не зависит от нашей воли. <...> И еще мой «Сталкер» о том, что без веры в сказки, в чудеса человек не способен жить и, более того, называться человеком.

____________________________________________________________________________________

2. Изучить идею картины и трактовки.

Фильмы Тарковского имеют очень медленный темпоритм. Непривыкший зритель начинает довольно быстро сдаваться просто потому, что не видит чёткой завязки и теряется в сюжете. Если знать, что ожидать от повествования, при просмотре гораздо проще воспринимать фильм.

Произведения Тарковского неоднозначны: их можно трактовать по-разному в зависимости от жизненного опыта, восприятия и мировоззрения зрителя. Трактовок может быть очень много, и нельзя сказать, что существует единственно верная, и нет ничего зазорного в том, чтобы изучить картину с разных позиций.

Например, в "Сталкере" существует легенда о Комнате, которая исполняет желания. Правдива ли эта легенда - чёткого ответа фильм не даёт, что порождает различные теории, которые не дают ни опровержения, ни доказательств правдивости этого мифа.

Может показаться, что при знакомстве с уже существующими версиями точка зрения как бы навязывается, но это не так. Знакомство с произведением искусства - это таинство, диалог между зрителем и создателем, а в нашем случае - и с другими зрителями. С чем-то можно соглашаться, с чем-то спорить, это лишь формирует собственное видение. Тем более, что в процессе просмотра мы получаем новые данные, замечаем больше деталей.

Где искать информацию? В различных источниках из интернета.

Кадр из фильма "Сталкер"
Кадр из фильма "Сталкер"

◻ Сюжетный замысел "Сталкера":

В результате некоего явления (его природа точно неизвестна) на Земле появилось особое место - Зона. Она малоизучена, но определённо опасна, по этой причине охраняется властями. Есть некий мужчина - сталкер - который за плату проводит людей в это место. Он умеет взаимодействовать с Зоной, определять её смертельные "ловушки". По легенде в Зоне находится Комната, которая исполняет желания. Двое мужчин, их называют Писателем и Профессором, заплатили Сталкеру за то, чтобы пройти к Комнате. Так начался их путь в Зоне...

◻ Примеры трактовок различных моментов (они не обязаны противоречить друг другу). На данном этапе не совсем понятно, о чём речь, но при просмотре фильма всё встанет на свои места:

1. Зона - это некое подобие ложной веры. У неё есть агнец – Сталкер, и отец агнца – Дикобраз. Эта вера является порождением искушения и страсти. Тем, кто предан Зоне, она дарит удовольствие, исполнение желаний, раскрывает в людях животную суть. Писатель - олицетворение заблудившегося человечества. Он осознаёт, что в Зоне не может быть ничего от Бога, но всё равно туда идёт. Зона – ложная надежда для тех, кто отвернулся от истинной веры.

2. Сталкер - олицетворение Иисуса Христа, а Зона - олицетворение христианства. Сталкер стремится привести людей к вере через страдание, а человечество, в лице Профессора и Писателя, противится этому, не желая проявлять даже такую малость, как уважение к вере.

3. Сталкер - наркозависимый человек, поэтому в Зоне ему везде мерещатся ловушки. Он разводит людей на деньги байками о волшебной комнате и Зоне.

4. Комната не исполняла желания, а Зона - всего лишь биологически опасная область, не обладающая смертельными "ловушками". Сталкер лишь зарабатывал на людях деньги.

5. Комната действительно исполнила желания всех, кто в неё пришёл. Она исполняет только истинные желания, подсознательные, поэтому этого просто никто не понял.

___________________________________________________________________________________

После этого можно смело смотреть фильм

В своих фильмах Тарковский ставит зрителя не как наблюдателя, а как тихого и почти незаметного участника событий, ты словно погружаешься во вторую реальность. И эта реальность заставляет размышлять, искать и чувствовать. Это работа души, и при том нелёгкая.

В начале статьи я отметила, что фильмы Тарковского - элитарная культура, и это принципиальный момент. Если массовая культура предлагает заглянуть в другие миры, чужие мысли, то Тарковский предлагает заглянуть в себя. А мы, люди, очень этого боимся: нам страшно оставаться наедине со своими мыслями, но для души это очень важно.

В процессе просмотра я делаю заметки, я люблю структурировать информацию и анализировать её после. Текст сценария можно найти в интернете, чтобы не печатать.

Заметки
Заметки

Параллельно в голове складывается собственная картинка.

После просмотра, если возникает желание, можно посмотреть подробные разборы и анализы фильма. Там можно найти множество интересных деталей, которые без определённой базы знаний (религиозной, мифологической) самому не заметить. Касательно конкретно "Сталкера" - есть отличный youtube-канал с серией шикарных видео Скрытый смысл.

Прочитав статью, полагаю, возникает вопрос: неужели этот алгоритм нужно повторять каждый раз? Ответ: нет, с опытом просмотра таких картин потребность в постоянных объяснениях пропадает. Но для того, чтобы научиться смотреть тяжёлые для восприятия фильмы и не опускать руки - это прекрасный вариант, нужно лишь запастись терпением и временем. Всем, кто встал на этот путь могу пожелать удачи и побольше веры в себя :)