Найти тему
727 подписчиков

Прочитал - как университет закончил. "Пражское кладбище", самый сложносочиненный роман Умбэрто Эко.

379 прочитали

Бонджорно, драгоценные! Мы с Мыськой начинаем потихоньку приходить в себя от бурных выходных (и предшествовавших им неприятностей) и как обещали - возвращаемся. В планах продолжение "Нибелунгов" (там как раз на очереди очень длинная и разнообразная авентюра) и еще кое-что вкусное и интересное.

Ну а в понедельник с утра хочется поговорить о том, по чему тоскует любой интель после затяжных посиделок. О большой занудной книге. Благо, она действительно хороша.

Профессор Умбэрто с нескрываемым ехидством смотрит на наши похмельные страдания.
Профессор Умбэрто с нескрываемым ехидством смотрит на наши похмельные страдания.

По нашему скромному мнению, творчество Умберто Джулиевича - это полноценный экзамен на аттестат зрелости историка. Если Вы умудрились найти и опознать хотя бы по паре отсылочек на каждой странице любого романа Эко, Вам уже можно кадрить возвышенных барышень и размышлять о богатом внутреннем мире. Ну а если нашли все полтора десятка, значит Вы нейросеть и зачем тогда читать обзоры в Дзэне?

Но даже на этом фоне - "Пражское кладбище" книжка для мэтра совершенно особенная. Не особо преувеличивая скажем - список сопутствующей литературы для нее потянет на хороший книжный шкаф. Как так получилось? Попробуем разобраться.

Добро пожаловать в увлекательный мир книг.
Добро пожаловать в увлекательный мир книг.

Всякий книжный обзор прилично начинать с краткого синопсиса. Не будем нарушать традиции. Итак...

Перед нами Симон Симони. Авантюрист, фальсификатор, гурман - и отборный подонок. Да, дорогие мои, даже в век победившего постмодерна когда мы привыкли сопереживать антигероям и прочим Дэдпулам он вам не понравится. По нашему скромному мнению, товарищ Симон один из омерзительнейших рассказчиков в истории мировой литературы. Причем литературный талант Эко не позволяет ему быть карикатурным злодеем. Гадостность Симони - это не мелкие правонарушения или там убийства всякие нехорошие. Это первоклассная, отборная мерзость уровня Федора Михайловича. Полнейшая моральная импотенция в сочетании с минимальной личностной одаренностью, ага.

Но мириться с ним придется. По двум причинам. Во-первых, в "Пражском кладбище" он выступает рассказчиком. Да, пока не забыли - рассказчик из него крайне ненадежный. Потому что до кучи своих недостатков наш герой еще страдает амнезией и раздвоением личности (вообще-то это спойлер, ну штош...).

А во-вторых... Вот это главная причина читать эту без шуток великую книгу.

Не верьте глазам своим. Это не Колин Фаррелл. Это Форест Гамп после прочтения "Пражского Кладбища".
Не верьте глазам своим. Это не Колин Фаррелл. Это Форест Гамп после прочтения "Пражского Кладбища".

Дело в том, что глазами этой вот пакости мэтр Эко показывает читателю богатейшее историческое полотно Европы конца XIX века. При чем Симоне, умудряющийся вляпываться во все более-менее значительное в этом полотне - единственный придуманный персонаж.

Дюма, Эжен Сю, Зигмунд Фрейд, Морис Жоли, Золя, Гарибальди... Тысячи их! Причем автор не имея ни малейшего сострадания к читателю - гонит все это страшным темпом, показывая буйный период войн и революций (а также объединения Италии, зарождения коммунистической идеологии, становления Второго Рейха и вот это все) глазами современника, без комментариев и уточнений. Бессердечно полагая что читатель сам должен знать (ну или разобраться) что такое Рисорджименто, в чем предпосылки дела Дрейфуса и почему всех так напугал "Капитал". Ну и всякие мелочи - кто такой Нилус, и что это за жанр такой "иезуитский роман"...

В общем, пытливому читателю - на протяжении всего чтения приходится лихорадочно гуглить и скачивать. Обретая в итоге весьма толковую подборку литературы, стоит сказать. По крайней мере, мы с Мыськой наконец засели за чтение "Капитала" (справедливости ради - до конца не осилили) именно благодаря "Пражскому кладбищу".

Добро пожаловать в увлекательный мир книг!
Добро пожаловать в увлекательный мир книг!

Тут насмерть перепугавшийся читатель спросит - а нафига оно мне надо? Ответим: именно поэтому.

Без шуток, являясь одним из величайших романов XXI века, "Пражское кладбище" - это эпохальная книга, вполне сравнимая по масштабу с вечнопоминаемыми "Войной и миром" или "Тихим Доном". При этом все вот это описано довольно бодрым, удобоваримым языком (с немалой долей иронии, что важно!) и не отпугивает читателя, а лишь заставляет его "подняться" до уровня текста. В итоге, если вы все же пройдете этот путь, за плечами у вас останется не только очередная прочитанная (хорошая) книга, а цельный пласт культуры. Ну... Если не поленитесь параллельно погуглить. Хотя того же Жоли - можно и так почитать. Дивный текст на самом деле.

В общем, резюмируем так. Мы верим в наших читателей - и потому настоятельно рекомендуем "Пражское кладбище" (со всеми дополнениями). Поверьте, это будет трудно - но полезно и хорошо!

За сим прощаемся. Ну и по традиции и от всей души - всем тепла и мирного неба над головой! Крыс и Мыська любят вас!

Желающим поздравить пушистиков с постарением сообщаем - можно заслать малую копеечку на счет нашей драгоценной супруги 4276 5500 7703 9157. Это совершенно необязательно, но будет очень приятно)