Николай Гринько - яркий и самобытный советский актер театра и кино, который знаком всем без исключения, ведь именно он сыграл Папу Карло в музыкальной сказке "Приключения Буратино" (1975) и профессора Громова в "Приключениях Электроника" (1979). Всего в "кинокопилке" Гринько более 140 киноработ, и это при том, что свою кинокарьеру он начал лишь в 36 лет, а в 68 - его не стало...
В этом выпуске я расскажу о том, как складывалась личная жизнь актера, и почему он не оставил наследников. Как вышло, что столкнувшись с предательством первой супруги, Николай чуть не упустил любовь всей своей жизни - скрипачку-турчанку Айше, которая была ему верна даже когда осталась одинокой вдовой?
Николай Гринько появился на свет в далеком 1920 году в городе Херсон в семье артистов передвижного театра. Все были уверены, что мальчик, выросший за кулисами и впитавший в себя тонкости не только актерского, но и режиссерского мастерства, свяжет свою жизнь с театром. Но Коля наотрез отказывался продолжать семейную традицию и после получения аттестата зрелости стал грузчиком на мебельном производстве. Спустя два года его призвали в Красную армию.
На фронте Николай был преимущественно стрелком-радистом, а также его назначили главным массовиком-затейником. Вернувшись домой с медалью "За боевые заслуги" (за организацию художественной самодеятельности), Гринько не застал в живых свою маму. В дань уважения женщине, подарившей ему жизнь, молодой фронтовик устроился актером и помощником режиссера в Запорожский драмтеатр, где в последние годы жизни служила его мама - Лилия Каземировна Броневская.
На этой театральной сцене Гринько встретил свою первую жену, имени которой никогда не называл. Дело в том, что их семейная жизнь длилась менее 3-х лет: актриса честно призналась мужу, что охладела к нему и без памяти влюбилась в другого. Николаю ничего не оставалось, как пожелать ей счастья и съехать со съемной квартиры. За годы брака и работы в Запорожском драмтеатре молодой человек успел закончить театральную студию при этом театре.
После развода с женой актер не мог работать с ней на одной сцене: ему удалось получить должность конферансье при оркестре. Николаю сразу запала в душу скрипачка-турчанка Айше Чулак-кызы, но узнав, что она несвободна и помолвлена, актер запретил себе даже думать о ней. Дело в том, что в его душе ещё были свежи воспоминания о первой супруге и её предательстве, и он сам не хотел становиться разлучником.
После концертов и репетиций Айше не спешила домой: она садилась за фортепиано и играла для себя произведения знаменитых классиков, будучи уверенной, что её никто не слышит. Девушка не догадывалась о том, что их конферансье, с детства любивший музицировать и имевший прекрасный слух и голос, постоянно наблюдает за ней. Однажды Гринько не выдержал: вышел из-за кулис, обнял Айше и они проговорили до самого утра. Тогда-то молодые люди поняли, что они созданы друг для друга и стали считать эту ночь, обвенчанную музыкой, началом их супружества.
На следующий день Айше разорвала помолвку и переехала к Николаю. С той поры миниатюрная турчанка и высоченный стройный красавец (рост актера 197 см) были неразлучны: они вместе гастролировали с оркестром, а позже, когда Гринько снова устроился в театр, его преданная Айше оставила карьеру и всюду следовала за любимым, которого ласково называла "Гриней".
Расписались они спонтанно, когда им надоело выпрашивать в гостиницах совместный номер. Актер сам предложил жене оставить девичью фамилию, чтобы сделать приятное её отцу - турецкому подданному, которого он очень уважал.
Николай и Айше были невероятно счастливы, несмотря на то, что им так и не удалось стать родителями. Доподлинно неизвестно, по какой причине супруги остались бездетными, но, якобы, в одном интервью Айше призналась, что это их осознанный выбор.
Супруги очень трепетно относились друг к другу и, казалось, каждый умел читать мысли своей половинки. Чулак-кызы очень гордилась успехами мужа и была благодарна режиссеру Андрею Тарковскому, который снимал Гринько во всех своих фильмах и называл актера "своим талисманом".
Говорили, что у Николая и Айше был лишь один повод для ссор: она не разрешала супругу, желающему помочь, заниматься чисто женскими делами - готовкой и уборкой, так как была воспитана в восточных традициях.
В конце 80-х в семью актера пришло горе: у него обнаружили лейкемию. Преданная супруга неустанно дежурила у постели больного, но 68-летний актер уснул навсегда, когда Айше, держа его за руку, задремала. Чтобы достойно проводить в последний путь своего единственного супруга, с которым прожила счастливо более 30 лет, вдова актера продала все драгоценности, подаренные мужем, кроме обручального кольца.
Когда вдова Николая Григорьевича немного пришла в себя, она сразу же начала задумываться о памятнике на могиле супруга на Киевском Байковом кладбище, куда Айше Рафетовна, пока позволяло здоровье, приходила каждое утро. В итоге на средства, от проданных ценных вещей, вдова Гринько установила на его могиле памятник в полный рост, где её красавец-муж улыбается своей фирменной улыбкой с хитрецой.
Вдова актера до конца жизни любила только своего "Гриньку" и не выходила больше замуж, хотя была на 12 лет моложе покойного супруга. Айше Рафетовны не стало в 2013 году. Вдове актера было 82 года.
Остается лишь поклонится таланту замечательного актера, который искренне любил и в ответ получал лебединую верность. А нам лишь остается пересматривать прекрасные советские фильмы и наслаждаться талантливой игрой Николая Гринько. Вечная память...
Если вам понравился выпуск - дайте мне об этом знать, поставив лайк. И не забудьте подписаться, ведь я подготовил для вас еще очень много всего интересного.
(с) Павел, журнал "Советское кино", смотрите хорошие фильмы.