Продолжаем великопостный разговор
Место действия последний ужин, время действия момент реакции на слова Иисуса «Один из вас предаст меня».
Наиболее подробно описал происходящее на Тайной Вечере Иоанн Евангелист, что довольно странно, потому что всю Тайную Вечерю этот любимый ученик Иисуса проспал на плече у самого Иисуса. («Ну ты здоров спать! А что тут было пока ты спал…») Коллеги, конечно, рассказали, что там было, а конечный текст составлен из всех десяти рассказов апостолов Иоанну и обработан им литературно. Однако православие называет Иоанна «тайнозрителем судеб Божиих», а это что-то да значит. Так что спал или не совсем спал это вопрос.
Упрощение образа Иуды как реализация массовых ожиданий
Как я уже в предыдущей статье отметила, канон указывал на Иуду с помощью атрибутов, присущих только Иуде. Иногда все присутствует вместе, иногда по отдельности, но вот когда нет ни того ни другого, ни одной метки, так тоже бывает. Тогда стоит надеяться только на психологическое чутье. Метки: 1)мешок с деньгами (хотя точнее это был ящик), 2) отсутствие нимба над головой, 3)сидячее место Иуды напротив всех спиной или профилем к зрителю. 4) черное одеяние или затемненные черты лица, что по Иоанну означает «в него вошел сатана». Художественные образы, обращенные в основном к неграмотным массам были ясными, понятными и эффективными по воздействию на любого зрителя.
Сначала обращаем внимание на зеленый мешок, но, посчитав нимбы, видим, что слева не хватает одной святости, так вот он Иуда. Иоанн спит.
Художественный канон изображения Иуды образовался постепенно с течением времени, включая в себя каждую удачную работу, в которой наиболее понятно расставлены приоритеты. И поэтому совершенно все равно получил ли Иуда деньги за предательство после нехорошего поступка или до того, как полез целоваться, поскольку с помощью зрительных образов в сознании масс он стал прочно связан с мешком, который он прячет за спиной. Потому что если он не виноват, то зачем же он мешочек прячет?
Существует версия, что участники события представляют собой современных Кранаху младшему местных священнослужителей или местной знати с портретным сходством, но имена их никем не были записаны. Это крайне нетипичная работа, остальные художники Северного Возрождения изображали сюжет более традиционно. Надо обязательно добавить к этому произведению, что оба Кранахи, старший и младший, жили в Виттенберге, в центре скандалов Мартина Лютера. И старший просто дружил с зачинателем Реформации, младший продолжил традиции старшего.
Молодой Эль Греко переехал в Рим в 1570 году, он только начинал свою карьеру, а эту картину он начал еще в Венеции. Мода на нимбы и в Италии почти проходит, однако всегда существует противостояние светлого и черного как борьба со злом. Но также можно сказать, что Иуда уже в трауре.
У Рафаэля Иуду отличает немного бандитский вид, а основной канон здесь в том, что предатель обычно изображался в профиль, не встречаясь взглядом со зрителем. По той же причине его фигура часто изображалась спиной. У Рафаэля нет нимбов и нет мешка. Фреска в Ватикане, а там все продвинутые, узнают Иуду без подсказки.
Кстати о двойственности мешка, где какие-то деньги. Должность казаначея показывает еще и степень доверия всей группы. Поэтому иногда было объяснение, почему столь значимый человек, финансист, именно в этот момент вдруг отделен от коллектива. Совмещение разновременных эпизодов до и после происходит в церковной живописи одного пространства очень часто, это и есть объяснение. Иногда в алтарных работах несколько сюжетов совмещены в единое целое на одной доске или одной стене. Например, у Козимо Росселли с Бьяджо дАнтонио, кроме Вечери, еще три близких евангельских эпизода, это Моление о чаше, Арест и Распятие.
Литературный образ мы часто дополняем ему принадлежащей вещью. Например, Буратино мы представляем только с атрибутом золотой ключик, несмотря на то, что ключик герой получает только в конце своих приключений. Шерлок Холмс с трубкой, Сталин с трубкой, хотя Сталин историческая личность. Ну а кто сказал, что Иуда не историческая, вполне может быть историческая. Таковы психологические законы восприятия человека, обобщенный образ содержит сжатый нарратив без подробностей. У Дирка Баутса эпизоды связываются в целое, возможно именно тогда проглядывает Замысел Божий.
Здесь четыре эпизода из Писания, центральный «Тайная вечеря». Церковь Святого Петра в Бельгии. Нидерландский живописец, но, обратите внимание на год - Реформация еще не начиналась. Я его привела для иллюстрации дополнения сюжета «Тайной вечери» другими эпизодами. Это и правда было необходимо для тех, кто не имел возможности читать, а только слушал проповедь.
Иуда в черном, слева, опустил глаза. Но такое впечатление, что некоторым присутствующим известно, о ком говорит Иисус, они смотрят и указывают на него. Сладко спит Иоанн среди всеобщего шума, но не проспал Царствие Небесное. Он единственный из апостолов умер своей смертью. Интересный молодой человек, выпив чашу с ядом остался живым. Прожил примерно сто лет.
Не все евангелисты утверждают, что Иуда повесился. Некоторые раннехристианские святые говорят, что веревка оборвалась. А Иоанн вообще ничего не написал о смерти Иуды.
Предыдущий мой рассказ о картинах "Тайная вечеря" https://dzen.ru/media/id/5baf64fbf4620d00a9a0399e/traktovka-izvestnymi-jivopiscami-obraza-iudy-v-siujete-tainaia-vecheria-64192e713d1e83632e8ee88a