Как погиб новичок-спецназовец столичного Департамента полиции города Астана, и на какие проблемы жалуются его коллеги, рассказывает Orda.kz
Недавно на наш редакционный номер WhatsApp пришло анонимное письмо, составленное якобы от имени бойцов специального отряда быстрого реагирования Департамента полиции Астаны (далее СОБР – прим.ред.). Авторы послания писали, что руководство берёт с них деньги по любому поводу, и что оно пытается замять дело о гибели молодого сотрудника во время незаконных показательных боёв. Все попытки недовольных происходящим бардаком спецназовцев достучаться до генералов неизменно заканчиваются провалом.
Обычно мы игнорируем анонимные письма, поскольку знаем, что в большинстве случаев это обычные пасквили, попытки одних недовольных чем-то граждан насолить другим. Даже если указанные в них компрометирующие сведения вызывают у нас интерес, то проверить их мы зачастую не можем. Официальные госорганы отказываются давать нам комментарии, ссылаясь на то, что по закону они не обязаны реагировать на безымянные обращения граждан.
Но это послание отличалось от других тем, что к нему были прикреплены скриншоты банковских переводов и аудиофайлы переговоров лиц, скорее всего, имеющих отношение к столичному СОБР. Все эти ссылки косвенно подтверждают критические замечания, указанные в анонимке.
Журналисты Orda.kz заинтересовались содержимым таинственного письма, а затем обратились в МВД, чтобы выяснить, какие жалобы спецназовцев имеют под собой основания, а какие нет.
Жертва боёв без правил?
Для начала поясним, что любой специальный отряд быстрого реагирования является структурным подразделением городского или областного Департамента полиции. Бойцы СОБРа отвечают за обеспечение общественного порядка и безопасности при проведении спортивно-массовых, культурно-зрелищных и общественно-политических мероприятий. Они также принимают участие в задержании опасных преступников, освобождении заложников и обеспечивают безопасность во время визитов делегаций иностранных государств.
Теперь перейдём к сути обращения авторов анонимного письма. Первым делом они просят разобраться в инциденте, произошедшем 29 декабря 2022 года в спортивном зале столичного Департамента полиции. Тогда в закрытом режиме там проводились спарринг-бои бойцов СОБРа. Новички на протяжении минуты должны были продержаться на ринге с 8 коллегами-старожилами, чтобы доказать свою выносливость и хорошую физическую форму.
Как пишут авторы письма, официально проведение таких боёв запрещено, поскольку это чревато негативными последствиями для жизни и здоровья неподготовленных молодых спецназовцев. Бьют то их профессионалы, причём жёстко, выверенными, поставленными ударами!
Однако на этот раз бои в стиле ММА в спортзале столичного Департамента полиции всё-таки состоялись, и они закончились трагедией. Выступавший на ринге новичок – инспектор 2-го взвода 11 роты СОБРа, сержант Ахмет Айдын получил тяжкие телесные повреждения. При этом медицинская помощь пострадавшему была оказана чуть ли не спустя 2 часа. В результате он умер на операционном столе из-за кровоизлияния в мозг.
О погибшем 30-летнем Ахмете Айдыне известно только то, что ранее он служил в противопожарной части ДЧС Караганды. Авторы письма не понимают, каким образом пожарный смог перевестись в полицейский спецназ, и почему устроители боёв допустили его к жёсткому спаррингу?!
Как утверждают анонимы, руководство СОБРа и столичного Департамента полиции пыталось замять эту скандальную историю. Они якобы уволили Ахмета задним числом и преподнесли этот инцидент, как несчастный случай с гражданским лицом. Проверкой обстоятельств трагедии занялись сотрудники отдела полиции Сарыаркинского района Астаны. Материалы дела были направлены на рассмотрение в Управление собственной безопасности ДП.
Как пишут авторы послания, ответственность за гибель 30-летнего Айдына в итоге понесли не организаторы закрытых боёв без правил, а те бойцы, кто дрались с ним на ринге. Именно их сделали крайними в этой трагедии.
Благими намерениями…
Далее анонимы поведали о якобы существующей системе поборов в СОБРе. Условно поборы можно разделить на разовые и постоянные. К разовым относятся добровольно-принудительные сборы денег на организацию и проведение похорон умерших коллег. К примеру, на похороны, поминки и покупку квартиры для семьи погибшего сержанта Ахмета, по словам авторов письма, было собрано в общей сложности 22 млн тенге. Эти деньги в документах полицейского начальства проходят, как “добровольные пожертвования”.
К числу постоянных поборов старожилы относят практику ежеквартального перевода на счёт ветеранских организаций МВД средств действующих сотрудников полиции. Авторы письма не уточняют, идёт речь о перечислении однодневного заработка или каких-то других фиксированных сумм “пожертвований”. Они просто пишут, что эти «добровольные» сборы негативно сказываются на бюджете семей сотрудников полиции.
Затем жалобщики прошлись по кадровой политике руководства столичного Департамента полиции и СОБРа. Они заявляют, что сотрудников полиции в Астане набирают по принципу “землячества”. Якобы 70% личного состава ДП составляют выходцы из Караганды, которые вольны делать всё, что им вздумается. Так, например, они систематически выезжают за пределы столичного гарнизона по своим делам на личных автомашинах с карагандинскими номерами, и за эти нарушения трудовой дисциплины их никто не наказывает.
Примечательно, что недовольные практикой трайбализма сотрудники СОБРа уже писали по этому поводу коллективное письмо в МВД, но безрезультатно. По словам авторов послания, никакого наказания виновные лица так и не понесли.
Другой пункт жалобы – это дефицит форменного обмундирования сотрудников СОБРа. Как пишут доброхоты, с 2020 года им якобы не выдают зимний и летний комплекты обмундирования, поэтому они вынуждены покупать его за свой счёт. 200 тысяч тенге каждый сотрудник тратит на покупку формы и ещё 150 тысяч тенге на приобретение так называемого “тревожного вещмешка”.
К слову, стоимость полной экипировки одного бойца-спецназовца превышает 1 млн тенге. Рядовые сотрудники СОБРа сетуют, что проблемы с бесплатным и бесперебойным обеспечением обмундированием начались ещё 6 лет назад. Однако ответственные лица якобы не могут решить её.
По словам авторов письма, хроническое безденежье подтолкнуло отдельных нерадивых сотрудников СОБРа к краже деталей с 12 служебных микроавтобусов. Общий ущерб составил 3 млн тенге. Руководители спецподразделения самостоятельно выявили и затем уволили воришек, а их непосредственных начальников – командиров рот — наказали в дисциплинарном порядке. Фишка только в том, что наказанные офицеры спустя 3 месяца пошли на повышение…