Каждый раз, когда я ездил по трассе М4, то постоянно натыкался на старенькие европейские автобусы вроде доживающих свой век Setra или Neoplan, на которых было написано "Москва - Махачкала". И каждый раз я думал о том, что ехать почти 2000 километров на стареньком автобусе это довольно сложно и утомительно.
Но недавно я познакомился с совершенно иным подходом к автобусным перевозкам. В азиатских странах они очень распространены, и даже несмотря на то, что расстояния здесь куда меньше, чем в России, о комфорте пассажиров тут почему-то думают чуть больше. И в результате этой самой заботы в Азии придумали так называемый Sleeping Bus.
Что такое Sleeping bas или как его все называют просто слипбас? Снаружи - самый обычный автобус. Именно на такой я купил билеты во Вьетнаме, на маршрут Нячанг - Далат, протяженностью всего-то 140 километров. Идёт, правда, этот автобус 4 часа, потому что на пути горный перевал и особо не разгонишься.
Всё меняется, когда ты заходишь внутрь. Внутри такой автобус совершенно не похож на привычные нам. Здесь три ряда...спальных мест. Сверху и снизу. При входе в слипбас обязательно надо разуться, здесь всё по-домашнему. Не хочешь ходить в носках - приноси тапочки или возьми на входе в корзинке общественные, это бесплатно.
Слипбасы бывают двух типов: на короткие расстояния километров до 300 ходят такие как мой, где 3 ряда сидений (или кроватей, называйте как хотите). На длинные расстояния же можно купить билет на ВИП-бас, где будет 2 ряда куда более широких сидений и широкий проход между ними. Само собой, ехать будет ещё комфортнее.
Я покупал билеты в кассе и не понимал схему рассадки, поэтому мне досталось место не очень - посередине. Конечно, можно закрыться шторками и уединиться, но я, честно говоря, хотел в окошко попялиться. К счастью, соседа справа у меня не оказалось и я переполз на место у окна.
В каждой капсуле есть небольшая медиа-система, можно включить свет, зарядить телефон и отрегулировать кондиционер. Если кондиционер дует слишком сильно - на каждом месте лежит плед. Также в каждом автобусе есть стюард, который любезно раздал всем по бутылочке воды в начале рейса.
Часа через полтора после начала пути перед началом горной дороги автобус сделал остановку на полчаса. Здесь расположена кафешка и общественный туалет. Цены в кафе, кстати, почти не отличались от обычных городских, накручивать за расположение здесь не принято. Чтобы перевести в рубли - умножайте на три.
До поездки я читал, что ехать на слипбасах высоким людям не шибко комфортно, потому что рассчитаны они на низкорослых вьетнамцев. Не знаю - не знаю, мой рост 182 сантиметра и по местным меркам я просто гигант, так вот - чувствовал себя прекрасно и разместился с огромным комфортом. Обычно в транспорте я уснуть не могу, но здесь автобус так приятно покачивался, а я так уютно накрылся пледом, что вырубился часа на два.
Сколько же стоит подобная поездка? За билет я отдал 165 тысяч вьетнамских донгов, по текущему курсу это 540 рублей. Как по мне - за подобный уровень сервиса вообще недорого. Согласны?