Найти тему
ORDA

Не все то золото, что блестит: 90% ювелирного рынка Казахстана находится в тени

Оглавление

Доллар может рухнуть, недвижимость упасть в цене, акции обесценятся, но вот золото будет всегда на пьедестале. Для женщин покупка золотых украшений – показатель престижа, роскоши и красоты. Однако в наше время многие казахстанцы считают, что вложение в золото и в ювелирные украшения – это удачное инвестирование своих средств. Редакция Orda.kz решила разобрать, как обстоят дела в Казахстане с подделкой золота и контрабандой ювелирных украшений

Фото Orda.kz
Фото Orda.kz

На фоне банкротства банков, войны в Украине и в целом ситуации в мире золото сейчас кажется вечной ценностью, не подвластной течению времени и обстоятельствам. В конце марта 2023 года стоимость золота поднялась на 11,5%. Сегодня официальная цена одного грамма золота составляет 29 347,83 тенге.

Редакция Orda.kz поговорила с несколькими людьми, которые вместо золотых украшений получили «кота в мешке» и вдобавок сильнейшую аллергию. Вероника Сорокопуд из Алматы в подарок от мужа получила золотое колечко, но не простое, а с примесью металлов и мышьяка. Радость от подарка прошла, когда палец начал чернеть и опухать. Украшение покупалось на барахолке.

«Пару дней меня нечего не беспокоило. Потом палец начал зудить, появилась сыпь. На следующий день он опух и почернел. Когда с мужем поехали в то место, где он покупал кольцо, продавец тут же начал оправдываться, что дело не в кольце, а в целом якобы у меня аллергия на золото. Хотя такого не может быть, я золотые украшения ношу постоянно. Когда мы попросили номер владельца, нам его не дали и начали выпроваживать. Но муж пригрозил им полицией, и в течение часа хозяин приехал, стал извиняться, предлагать скидку и другое украшение подороже с другой пробой. Мы, конечно же, отказались, забрали деньги, и на барахолку больше ни ногой», – рассказывает Сорокопуд.
-2

Галия Абишева тоже столкнулась с неприятной ситуацией. В ювелирном магазине в одном из торговых домов Алматы она купила дочери золотые серёжки с бриллиантами весом 3 грамма. Спустя пару лет дочь решила продать украшения, однако не смогла этого сделать: как оказалось, золотом 585 пробы изделие не являлось, а бриллианты – всего лишь стекляшки. По словам Галии, на серьгах было лишь золотое напыление. В ломбарде девушке показали, как на застёжках уже начала трескаться позолота.

«Ужасная ситуация. Перед дочкой было так неудобно. Я хотела обратиться в полицию, однако чек покупки не сохранился, хотя я даже не помню, был ли он. И магазин, в котором я брала серьги, закрылся. Разбирается не стали. Просто вынесли для себя урок, что в непроверенных местах покупать золото больше не будем», – рассказывает Галия.

За золотом не заржавело

Глава Лиги ювелиров РК Кайсар Жумагалиев утверждает, что ситуация на казахстанском рынке золота складывается более чем парадоксальная. 90% рынка находится в теневом поле. Золото казахстанскими ювелирами приобретается в основном на чёрном рынке либо в ломбардах. Хотя Казахстан входит в топ-20 стран по добыче золота.

По информации Комитета геологии и недропользования, в Казахстане находятся 343 золотых месторождения. К регионам республики с самыми большими запасами золота относятся Восточно-Казахстанская, Акмолинская и Карагандинская области.

Чтобы вывести рынок из теневой зоны, по мнению Жумагалиева, нужно провести работу в несколько этапов. Первое, что нужно сделать, это внести поправки в Налоговый кодекс. Ведь при покупке сырья ювелиры платят двойные налоги, так как обязаны уплачивать НДС и при покупке сырья, и при реализации изделий.

Именно по этой причине казахстанский рынок неконкурентоспособный, отмечает эксперт, так как у отечественных производителей и продавцов неравное положение с импортной продукцией. Полки казахстанских ювелирных магазинов заполняют российские, турецкие изделия. Государство, по его мнению, давит на официальных продавцов и не борется с контрабандой.

Законопослушные ювелиры в таких условиях вынуждены сворачивать производство, так как оно становится экономически невыгодным. Если казахстанским ювелирам будет помогать государство, то, по мнению Жумагалиева, есть шанс завоевать не только внутренний рынок, но и выйти на внешний.

В качестве примера он привел Турцию, где, по его словам, в 90-е годы всё ювелирное производство состояло всего из двух-трёх мелких мастерских. Правительство страны пошло навстречу ювелирам, отменило НДС и оказало всяческую поддержку. В итоге Турция поднялась на первое место по экспорту ювелирных изделий в мире.

«Почему к нам заходит турецкая контрабанда? Потому что у них нет НДС, а у нас ювелиру приходится платить двойной налог, и, соответственно, эта разница в цене ложится на плечи покупателя. Итог: когда вы идёте на рынок, где продают контрабанду, и в официальный магазин, то цены будет значительно отличатся. У нас себестоимость изделия высокая только из-за НДС. Те, кто работают по закону, официально платят зарплату, социальные, подоходные налоги, пенсионные отчисления, а те, кто работают в тёмную, соответственно, платят в конвертах. Если мы выведем рынок на свет, то в казну налогов будет поступать не меньше, чем от нефтегазовой отрасли», – говорит Жумагалиев.

Клейма негде ставить

Ещё одна проблема ювелиров – финансовый мониторинг, который производят в рамках государственного контроля по соблюдению законодательства в сфере противодействия легализации. На данный момент действует закон «О регулировании торговой деятельности». В нём говорится, что при реализации ювелирных изделий необходимо наличие помещения с видеонаблюдением, оборудованием для проверки качества изделия и драгоценных камней и ещё несколько пунктов, о которых мы поговорим ниже.

На данный момент проблема заключается в том, что проверяют только официально зарегистрированных изготовителей и продавцов ювелирных изделий. На базарах и рынках эти требования никем не соблюдаются. И за качество и содержание золота в изделии продавцы теневого рынка ответственности не несут, проверку в Пробирной палате они не проходят.

В Казахстане в подпольных цехах штампуют поддельные клейма якобы турецких, итальянских или российских производителей. В итоге добросовестные предприятия вынуждены останавливать производство, оказавшись не в силах соперничать с теневым производством.

«Есть закон, который мы обязаны соблюдать. Однако вопрос встал в том, что сейчас проверяют только официальных производителей. Нас всего лишь 5%, и именно нас кошмарят, штрафуют. А те 95%, которые находятся в тени, их попросту не видят и не проверяют, так как юридически их не существует. Как нам говорят, их проверять не могут и на учёт поставить не могут. Государственные органы, получается, поддерживают теневой рынок. И вынуждают нас, честных предпринимателей, закрывать свой бизнес или уходить в тень. Хотя все хотят работать по белому и не боятся», – возмущается Жумагалиев.

В целом, по подсчётам Лиги ювелиров, общий оборот теневого ювелирного рынка Казахстана составляет около 400–450 млрд тенге в год. Рассказываем о нём и уловках мошенников подробнее на сайте:

Не все то золото, что блестит: 90% ювелирного рынка Казахстана находится в тени - Информационно-аналитический портал Orda.kz

Orda.kz