Найти в Дзене
Москва. Было — стало

Исчезнувшие вестибюли московского метрополитена

В самом начале апреля 1953 года, то есть ровно 70 лет назад, открыта станция метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии. На верхней фотографии наземный вестибюль в 1955 году. Нижний снимок с той же точки 67 лет спустя. Надземный вестибюль выходил на Арбатскую площадь. Архитектор Юрий Зенкевич создал что-то вроде трёхпролётной триумфальной арки. В те годы тема Победы была преобладающей в архитектуре метро. Перед вестибюлем был красивый фонтан с фигурой мальчика, поймавшего большую рыбу (скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров). В 1979 году на площади было заложено модернистское здание Генерального штаба Вооружённых Сил СССР. Главарх Москвы Михаил Васильевич Посохин предложил встроить вестибюль в новый корпус. Так вестибюль стал частью внутреннего двора Генштаба. Для наглядности фотография сделана с отступлением от изначальной точки съёмки. Это вестибюль станции метро «Калужская», ныне «Октябрьская». С 1989 года он встроен в корпус института стали и сплавов, из-за чего новое здание не с

В самом начале апреля 1953 года, то есть ровно 70 лет назад, открыта станция метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии. На верхней фотографии наземный вестибюль в 1955 году. Нижний снимок с той же точки 67 лет спустя.

Надземный вестибюль выходил на Арбатскую площадь. Архитектор Юрий Зенкевич создал что-то вроде трёхпролётной триумфальной арки. В те годы тема Победы была преобладающей в архитектуре метро.

Перед вестибюлем был красивый фонтан с фигурой мальчика, поймавшего большую рыбу (скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров).

В 1979 году на площади было заложено модернистское здание Генерального штаба Вооружённых Сил СССР. Главарх Москвы Михаил Васильевич Посохин предложил встроить вестибюль в новый корпус. Так вестибюль стал частью внутреннего двора Генштаба.

-2

Для наглядности фотография сделана с отступлением от изначальной точки съёмки. Это вестибюль станции метро «Калужская», ныне «Октябрьская». С 1989 года он встроен в корпус института стали и сплавов, из-за чего новое здание не стало лучше, а красивый вестибюль растворился в однообразном фасаде.

Станция была открыта в 1950 году. Её первое название связано с тем, что Ленинский проспект (где вестибюль стоит) назывался улицей Большой Калужской. Улицу переименовали при Хрущеве, в 1957 году, а станции дали новое имя в 1961 году по Октябрьской площади. Вот уже 60 лет как она «Октябрьская».

Проектировал выдающийся архитектор Леонид Михайлович Поляков (автор гостиницы-высотки «Ленинградская» между прочим). Ему помогал скульптор Мотовилов. Станция в своём оформлении посвящена памяти героев Великой Отечественной. Жаль, что её испортили. Разница между фотографиями 63 года.

-3

Вестибюль бывшей станции метро «Первомайская» Арбатско-Покровской линии. Она проработала меньше 10 лет и была закрыта в 1961 году. Вестибюль теперь — это актовый зал депо «Измайловская». На самой станции сейчас расположен цех подъемочного ремонта и обточки колёсных пар. Это была самая первая наземная станция Московского метро и самая последняя, сохранявшая на своем фасаде имя Лазаря Кагановича. В последние годы зачем-то сбили историческую надпись