Найти тему
Строки на веере

Волшебная Гороховая# 13. дома 45-47.

Гороховая улица, 45

Частный дом купца Яковлева С. Я. (Собакина)

Построен в 1756 году, перестраивался в 1780-е. Стиль — классицизм.

Фасад выходит (на Садовую ул.) выделен колоннадой, боковой украшен пилястрами, на углу полукруглая лоджия.

Об этом человеке хотелось поговорить особо. Историков уже много лет занимает тайна этого взявшегося можно сказать неоткуда человека. Начнем с того, что Савва был рожден в 1713 в семье мещанина города Осташкова Тверской губернии. И от рождения носил фамилию Собакин, тем не менее в его жизни есть две весьма занимательные загадки:

1. Императрица Елизавета заменила его фамилию на Яковлев. Зачем? Что такого особенно неблагозвучного в Собакине, если учесть что наша история знала и Свиньиных и Барановых и Бородатых-Львовых, да и мало ли кого еще. Однако желания поменять неблагозвучную фамилию возникало редко.

2. Петр III дал ему дворянство. За что? Неужели за торговлю мясом?

По одной из версий Савва являлся незаконным сыном Якова Брюса, и, зная об этом, его старались поддерживать и всячески поднимать.

Так ли это было или виной всему является фамилия Яковлев – связь с Яковым. Вообще-то бастарды не были редкостью в России, и обычно для того чтобы образовать фамилию незаконного отпрыска, брали фамилию отца и отнимали от нее первую букву. Например, дочка Потемкина и Екатерины II именовалась Темкина. Отчего же в этом случае было не сделать Юс из Брюса?

Савва Яковлев (Собакин)
Савва Яковлев (Собакин)

Быстро поняв, что живя в родительском доме он вряд ли чего-то добьется, в 1733 году, Савва отправился на заработок в Санкт-Петербург. Начал с уличной торговли: продавал телятину, место отведенное ему для торга, оказалось, прямо скажем козырным, недалеко от Летнего сада, где его повстречала Елизавета.

А вот здесь стоит призадуматься, может ли пришлый неизвестно откуда человек сразу же получить такое место? Или тот кто вел Собакина по жизни, с самого начала планировал встречу дщери Петровой с бастардом Брюса и поэтому сделал так, чтобы он как бы случайно оказался перед ее глазами. Желающие назвать Савву сыном Брюса – говорят, что так все и было, но на самом деле, здесь могло вмешаться провидение. Наверняка юноша шел в Петербург не просто так, а имея письмо к какому-то знакомому купцу, который и устроил его на хлебное место. К слову, в тех местах, где запросто может появиться императрица и придворные, не будут ставить больных, увечных или попросту неприятно выглядевших людей, Савва же был очень хорош, кроме того он обладал приятным тембром голоса, как известно, именно за голос, Елизавета влюбилась в Разумовского, в то время певчего Алешку Розума. Итак, Савва громко рекламировал свой товар, и Елизавета обратила на него внимание.

Как известно Елизавета была гурманкой, так что, ничего удивительного, что молодой человек сделался поставщиков парной телятины для кухни ее величества.

Нечего говорить, головокружительный взлет, но это было только начало. Очень скоро Савва получил винные откупа в крупных центрах России, затем купил ряд предприятий легкой промышленности.

Теперь Савва богат, но если он хочет добиться еще большего, ему необходим титул. Он делает свою ставку на будущего государя Петра III, собственно снабжает его деньгами, которых цесаревичу вечно не хватало. Так что неудивительно, что в 1762 году новоявленный император возводит Собакина в потомственное дворянство. Но, как известно Петр Федорович не удержал в своих руках престол, и вскоре его заняла Екатерина II, одним из первых приказов которой было, по случаю ее восшествия на престол выдавать народу в кабаках водку бесплатно. Не поверив в силу новой императрицы, а может быть, надеясь, на то, что Петр еще вернется, и тогда спросит с него за измену, Савва отказался выполнить приказ.

Согласно предание, за это ослушание ему была выдана чугунная медаль в пуд весом с приказанием носить ее по праздникам на шее. Придворный поэт Г. Р.Державин написал на Собакина эпиграмму «К Скопихину», которую читал весь Петербург. Начиналась она следующими словами:

Не блещет серебро, в скупой

Земле лежаще сокровенным.

Скопихин! враг его ты злой,

Употреблением полезным

Пока твоим не оценишь,

Сияющим не учинишь.

Савва и сам понимал, как он ошибся с выбором приоритетов. Но милость новой императрицы нужно было заслужить, когда Екатерина отправилась в Москву на коронацию, по дороге, царский поезд остановился в деревеньке, церковь которой находилась в полуразрушенном состоянии. Екатерина приказала напомнить ей на обратном пути, чтобы она выделила средства на ремонт Божьего дома, эти слова донесли до Саввы, и тот тут же нашел мастеров, велев им привести церковь в наилучшее состояние, с тем, что бы на обратном пути, государыня уже могла заметить его старания. Так и получилось. В результате Екатерина пришла в восторг и от того, как хорошо теперь смотрелась церковь и главное от того, что не успела она еще даже приказать, а расторопный Собакин уже со всем справился. Она тут же отменила ранее назначенное наказание и милостиво повелела поменять фамилию Собакин на Яковлев.

В общем, удивительная история, и совершенно потрясающий персонаж. Но вернемся к Гороховой улице. После Собакина или теперь уже Яковлева в 1810 году дом перешел к купцу 1-й гильдии, коммерции советнику Александру Воденикову. В доме была открыта мастерская скульптора А. Трискорни по изготовлению мраморных и гипсовых изделий. Рядом располагалась живописная мастерская художников Медичи и Туричелли. На первом этаже дома в XIX веке располагались ваксельная, меняльная и восковая лавки, там же в разное время сменяли друг друга магазины мебели, бронзовых изделий, стеклянной посуды, мод, булочная, цирюльня и винный погреб. В ХХ веке здесь же размещалась контора Ленинградского пусконаладочного участка треста «Рыбстрой» министерства рыбного хозяйства СССР.

Гороховая улица, 46

Время постройки и архитектор неизвестны. Перестройка дома произошла в 1871—1872 годах, архитекторы В. А. Шретер, И. С. Китнер.

Доходный дом. В 1970 году здесь находилась Передвижная механизированная колонна № 5 (ПМК-5) треста Главленинградстроя.

-3

Гороховая улица, 47

Ансамбль зданий компаний для хранения залога громоздких движимостей (Ломбард). Мебельный комбинат «Нева» Филиал № 2. Швейное объединение «Труд».

Дом был построен в первой половине XIX века. 1857 году архитектор И. Б. Слупский начал перестройку дома, вслед за ним этой же работой занимался архитектор П. Ю. Сюзор. В 1883 году архитектор Н. П. Басин обустроил склады компании во дворе дома, в 1912 году архитектор В. С. Карпович переделал фасад первого этажа. Далее пришел черед отремонтировать и частично перестроить флигели, работы там велись 1801 и в 1803 годах.

В 1840 в этом доме была создана «Компания для хранения и залога разных движимостей и товаров». То есть, понятно, что в ломбард несли разные вещи, от сережек и комплектов постельного белья до комодов и карет. А ведь эти громоздкие предметы нужно было еще и где-то хранить. Для этой цели в городе были выделены места, куда можно было отвезти спальный гарнитур, торговое оборудование или транспортные средства.

Тогда же там был расположен официальный публичный дом, на семь женщин. Сеанс стоил 5 рублей.

-4

В 1929 г. здание было передано под фабрику мягкой мебели. Там же разместилось швейное объединение «Труд». Управление и один из его цехов (основана в 1945 г.).

-5

Дом №47 описан в рассказе А.П.Иванова «Стереоскоп» (Сумеречный рассказ):

«…Он попал мне в руки так неожиданно и служил так недолго. Раз я шел по Г-й улице (читайте Гороховой. Прим. Ю.А.). Был сильный мороз, утро встало все в белом; было седое небо и бледно-голубой воздух. Бесчисленные и белые зимние дымы подымались из труб и стремились стоять прямо, но режущий восточный ветер опрокидывал их, разрывал на куски, и весь город грозно курился. Дойдя до Аукционного Склада, я остановился перед его большими окнами, это делал я не раз и раньше. Здесь на низких и широких подоконниках было наставлено множество разных предметов вплотную и без всякого порядка. На иных виднелись билетики с какими-то цифрами, должно быть их ценой, на других их не было; но, видно, все это давно уже залежалось и было выставлено для продажи.

Мне нравилось смотреть на этот хлам, на эти груды утвари по большей части старомодной, давно вышедшей из употребления. Это были все старые вещи, попавшие теперь в Склад, но когда-то кому-то принадлежавшие; жизнь минувших людей, когда-то окружавшая их, словно впиталась в них и веяла на меня теперь тихим и грустным дуновением. В больших раковинах, которые можно видеть на письменных столах в качестве пресс-папье или украшений, вечно живет, затаившись в их глубине, минувший шум родного моря, где они лежали некогда. Также миновала давно и та жизнь, на дне которой долго пребывали когда-то эти старые вещи, и вот здесь на окнах Склада от них исходил тихий шелест и шорох прошедшего. Странной формы подсвечники, старинные лампы, чернильницы, поношенные бинокли и зрительные трубы; даже остов огромного морского рака в стеклянном футляре, причудливый, побелевший от времени и никому не нужный… Все это видел я уже не в первый раз в этих широких окнах; но теперь я заметил один предмет, не попадавшийся до этого на мои глаза: то был небольшой ящик из полированного дерева с двумя возвышениями в виде четырехгранных призм. Я присмотрелся: он оказался стереоскопом; в призматических трубках большие выпуклые линзы странно отражали свет. Тут мне пришло в голову, что я давно уже хотел завести себе стереоскоп…».

Сейчас двор представляет собой живописные руины, расположенные в центре блистательного Санкт-Петербурга. Воистину – блеск и нищета.

Книгу "Волшебная Гороховая" можно приобрести у автора (пишите в личные сообщения) в Лавке писателей (Невский, 66) или на их сайте: https://lavkapisateley.spb.ru/knigi-peterburgskikh-pisatelej/volshebnaya-gorokhovaya-kak-chelovek-stanovitsya-prospektom