У многих учителей есть любимые крылатые выражения (фразы), которые помогли им стать хорошими педагогами.
Я не исключение. Моя главная и любимая фраза - «Плох тот учитель, который не помнит своего детства».
С этой фразой я прошел путь длинною почти в 20 лет. И не было и дня, чтобы эта фраза не подтвердила бы своего значения и важности.
Когда в нашу школу на практику приходили студенты или уже выпускники педагогических вузов непременно вставал вопрос о возрастной психологии. К сожалению, часто получалось так – кто-то из студентов недоучил, кто-то выучил, но уже забыл. А уроки уже нужно начинать вести!
И вместе с рекомендацией вновь изучить учебник по возрастной психологии я всегда делился с молодежью своей любимой фразой и ее смыслом. И напоминал молодым учителям и студентам: «Забыли возрастную психологию? Не знаете, как поступить? Вспомните эту фразу!»
Ведь в чём её глубокий психологический смысл?
Вы вспоминаете себя, своих друзей и одноклассников в школьное время. Вспоминаете похожие ситуации, как себя вели вы, как реагировал учитель, как с позиции учащегося вы оценивали поведение педагога.
Эта фраза на мгновение делает вас опять ребенком, а значит ставит вас на одну сторону с теми, кто находится сейчас в вашем классе. Вам становится легче понять мотивы их поведения и принять, не устраивая скандалы и истерики из-за мелких шалостей.
Приведем пример: прозвенел звонок на урок. В класс вбегают трое ребят. Хохочут, не могут остановиться. Молодая учительница строго требует немедленно прекратить. Ведь у неё важная и трудная тема урока. Вдруг не успеет уложиться в 45 минут, а тут – отвлекают и мешают? Эмоции нарастают, повышается голос, переходят на личности – конфликт! Возможно, урок вообще будет сорван!
Если бы молодая учительница знала возрастную психологию и умела применять, полученные в институте знания, то сделала бы все по-другому.
А если знаний нет? Возможно, она могла бы вспомнить похожую ситуацию с собой. Когда вместе с подружками, смеясь, забегала в класс по звонку. И ещё долго не могла сосредоточиться на новой теме и переключить внимание.
А сколько случаев, когда учителя поддаются импульсивному эмоциональному поведению не потому, что их целенаправленно довели, не из-за эмоционального выгорания, а потому, что давно ведут себя по одному шаблону «негативный стимул – негативная реакция» (почти 100% бихевиоризм).
Вспомните, сколько уже случаев в этом учебном году, когда именно учителя агрессивно и ненормально реагировали, например, на опоздание учащегося на мероприятие, или на неопрятный, как показалось педагогу, внешний вид учащейся. Эти позорящие нашу профессию видео уже разлетелись по интернету, а учителя уволены.
Хочу уточнить, что в данной статье речь не идет о случаях умышленного, агрессивного, неподобающего поведения учащихся. Ведь в приведенных примерах их не было.
Очень часто мы на работе под грузом бумажного рабства и вереницы глупых и никому ненужных конкурсов забываем главное, что перед нами – дети! Пусть они даже кажутся нам наглыми и дерзкими, пусть уже на целую голову выше нас, но они ещё – дети, которые имеют право на ошибку и право на прощение.
Плох тот учитель, который не помнит своего детства!
Надеюсь и вам эта фраза поможет в вашей педагогической работе.
Внимание!!! Если Вы не знаете:
1. Как разрешить конфликтную ситуацию с администрацией школы или родителями учащегося?
2. Как защитить свои трудовые права?
3. Как сделать перерасчет зарплаты в соответствии с Постановлением Конституционного суда от 23.09.2024 года?
У нас есть возможность платной юридической онлайн-консультации. Консультацию проводит юрист с опытом работы в школе! Стоимость - 1000 рублей. Оплата производится после консультации. Вы можете выбрать время с 12:00 до 23:00 по московскому времени. Для этого направьте заявку с описанием ситуации в свободной форме на нашу почту jurist-help-school@yandex.ru
Всегда готовы Вам помочь!