ИЗ НАШЕЙ НЕДАВНЕЙ БЕСЕДЫ (фото в студии – Никита Симонов).
Вы как-то сказали, что вам неинтересно озвучивать западные новинки, потому что очень упал уровень голливудского кино. Это наблюдение в вашей среде, или ваше персональное впечатление?
- Ой, это моё личное впечатление, потому что на вкус и цвет - товарищей нет, как известно… Мне просто перестало это нравиться… Ушли фильмы… Может быть, вместе с большими мастерами ушли фильмы… Последний фильм, который я вспоминаю, «Тёмные времена» - фильм, от которого я получил, в общем, колоссальное наслаждение… И от самогО фильма, и от работы Гари Олдмена.
Но и до «Тёмных времён» была череда картин, которые я уже должен был озвучить… Я думаю: «Господи, зачем же я тогда подписал этот контракт? Просто какая-то пошлятина!».
Вы про сценарный аспект говорите?
- И про сценарный аспект, и про вольности, которые сейчас допустимы в западном кинематографе. Я ничего не имею против меньшинств, и так далее… Нет… Но это стало, на мой вкус, пОшло муссироваться там, в кинематографе, в том числе… Поэтому мне перестало это быть интересным… Просто перестало быть интересным… Я думаю: «Ну, подождите… Ну, сценарий, ну идёт развитие какой-то истории… А вот эта коллизия мне зачем сейчас? Вот, только для того, чтобы показать, что вы поцеловались? Ну, зачем?».
А ощущение такое - мне перестало это быть интересным. Это пошлятина…
При этом ведь и операторское мастерство, и качество картинки осталось прежним, даже, в общем-то, и стало лучше.
- Да, да, да… Потому что школу всё равно никуда не денешь. Я всегда говорил и говорю, и пока буду говорить, и пока есть - они сильны в монтаже. У них очень хорошие режиссёры монтажа. Но я боюсь, что и эта школа скоро у них куда-то сойдёт на нет.
Почему?
- Ну, такое впечатление, что у них всё это мельчает, что они не самообразовываются. У нас сейчас люди пытаются самообразовываться, пытаются выходить на какой-то новый уровень, и я это вижу, а там просто человек знает, как нажать на синюю кнопку, и он сидит и нажимает на синюю кнопку. Мыслительный процесс теряется. Может быть, я ошибаюсь, но у меня такое ощущение на сегодняшний момент.
У нас люди сейчас только стали самообразовываться, или вообще всегда так было? В вашей отрасли, я имею в виду кинематограф, актёрское мастерство…
- Вообще, если глобально брать самообразование, я вижу попытки, особенно молодых людей, которые сейчас выходят из театральных ВУЗов, они пытаются находить какие-то курсы, повышать свою квалификацию, и всё прочее…
Но всё равно эпоха дилетантов наступила… Дилетантов очень много. Что причиной - это долгий разговор…
Где кроется причина? Мне кажется, в 90-х годах, эта причина. Потому что тогда и образование перешло на другой уровень, уже в начале 2000-х оно было где-то вообще потеряно. Вот, например, ЕГЭ - я не понимаю, зачем это нужно. Люди перестают мыслить, они знают, где поставить галочку, они знают, где нажать кнопку, и не больше… Люди перестали письма писать. Я не ратую за то, чтобы люди возвращались к счётам от компьютера. Нет, просто вариативность нужна…
И поэтому наступила эпоха дилетантов. Дилетантов очень много. В режиссуре, если касаться нашей профессии… Слава Богу, что остались какие-то ещё старые мастера. Это может выглядеть брюзжанием… Молодые люди, которые получают уже неважное образование в школе, они не умеют учиться. У меня было ощущение, что нас как-то умели заинтересовать учёбой. Согласитесь… Да? Человек учится, когда его заинтересовали, ведь в этом есть заслуга педагога, который может заинтересовать. А сейчас, в общем, и педагоги какие-то бывают не совсем интересные.
Я пока не сталкивался с совсем молодыми режиссёрами, но какие-то работы вижу, они мне нравятся, есть и небанальные ребята… Я листаю потом компьютер и думаю: «Ой, батюшки, он только что закончил ВГИК или мастерскую какую-то… Смотри, какое небанальное решение чего-то… И монтаж неплохой…». А потом смотрю - а он вот, где-то ещё пытается образовываться, пошёл на какие-то ещё курсы, смотрит какие-то фильмы…
У меня сын сейчас закончил ВГИК, и в общем, становится оператором, по-моему, очень неплохим. Он закончил у Игоря Семёныча Клебанова мастерскую, и, в общем, сам пытался, уже даже обучаясь в институте, картинку видеть по-другому. Я не скажу, что картинка западная, но она небанальная.