Основными навигационными огнями, используемыми в темное время суток, являются бортовые огни: с правого борта – зеленый, с левого – красный, топовый – белый и кормовой – белый.
В зависимости от взаимного расположения этих огней судоводитель может определить ракурс другого судна.
Например, если он видит только зеленый бортовой огонь, то он понимает, что судно идет правым бортом по отношению к наблюдателю.
Если судоводитель видит одновременно зеленый и красный бортовые огни, и возможно топовые огни в створе (на 1 вертикальной линии) или близко к створу, это означает, что судно идет прямо на наблюдателя.
Перечисленные примеры, разумеется, являются упрощенными. На самом деле, на практике оценка будет во многом зависеть от опыта и квалификации судоводителя.
Правила плавания требуют, чтобы суда несли предписанные им огни во всякую погоду от захода до восхода солнца. Несение предписанных Правилами огней обязательно и в светлое время суток в условиях «белых ночей» при плавании в северных широтах, а также независимо от длительности гражданских сумерек. Следовательно, огни включаются и выключаются в зависимости от момента истинного захода или восхода солнца. При плавании в условиях полярного дня, когда солнце не заходит, огни не включаются. Разумеется, вышеуказанные суждения справедливы для условий хорошей видимости. В условиях ограниченной видимости судно должно постоянно нести предписанные Правилами огни, независимо от времени суток. Моменты включения и выключения огней обязательно должны записываться в судовой журнал.
Центр морского права