Найти тему
Sandrix

Психовизуальная корректировка (Psycho Visual Tuning) в NVENC

В статье пойдет речь о таком параметре в OBS как «Психовизуальная корректировка» (Psycho Visual Tuning) в кодировщике NVENC.

В сети распространено довольно много заблуждений о работе данного параметра, так что рассмотрим, для чего он предназначен на самом деле.

Субъективное качество

Психовизуальная корректировка (Psycho-visual Tuning) включает настройки кодировщика, которые оптимизируют использование битрейта для повышения визуального качества, особенно в ситуациях с высоким движением, за счет увеличения использования графического процессора.

-2

Опция нацелена на улучшение субъективного (визуального) качества, перераспределяя битрейт при кодировании, адаптивно выделяя чуть больше бит для более однородных и плоских областей, например, текстуры неба, ландшафта, зданий, фрагменты с однородным цветом и т.п.

Блочность практически полностью исчезла, но гравировка стала более размытой.
Блочность практически полностью исчезла, но гравировка стала более размытой.

Как следствие, в данных областях кадра, особенно это хорошо заметно в динамике, будут значительно меньше проявляться блочности, то есть картинка, как принято говорить, будет меньше пикселить или рассыпаться.

Однако это достигаться за счёт ухудшения других более текстурированных областей, на которые человек визуально обычно не обращает внимания.

Детализации гравировки оружия улучшилась, но появилась блочность в однородных областях.
Детализации гравировки оружия улучшилась, но появилась блочность в однородных областях.

В динамике особо не имеет значения, насколько детализированным будет выглядеть, например, оружие в шутере, т.к. в движении картинка будет размываться. Гораздо важнее сохранить общее качество изображения, уменьшив количество блочностей и артефактов, так как именно они бросаются в глаза.

Для этого и предназначена психовизуальная корректировка, используя пространственный (Spatial AQ) и временнóй (Temporal AQ) режим адаптивного квантования, которые, грубо говоря, подсказывают кодировщику, куда и когда выделить больше или меньше бит, чтобы получить более однородное качество.

Кодировщик Advanced Media Framework (AMF) на видеокартах Radeon использует похожие режимы, как VBAQ и Perceptual AQ, а в программном кодировщике x264 используется психовизуальная оптимизация.

У всех этих режимов задача одна - это улучшение визуального качества за счёт перераспределения битрейта при кодировании макроблоков.

В большинстве случаев психовизуальную корректировку рекомендуется включить, т.к. это благотворно влияет на качество, особенно в динамичных фрагментах видео.

Объективное качество

Если речь заходит об объективной оценке качества, например, метрики PSNR, SSIM, VMAF, то с выключенной психовизуальной корректировкой качество видео по показателям метрики может быть лучше, чем с включенной, но при визуальной оценке всё может быть совсем наоборот.

Поэтому пространственное адаптивное квантование (Spatial AQ) при объективной оценки качества следует отключить, т.к. в большинстве случаев это приводит к падению PSNR.

Влияние на производительность

Так же психовизуальная корректировка, как и любой другой режим адаптивного квантования, в кодировщике NVENC использует ресурсы CUDA ядер, которые в играх необходимы для работы с некоторыми режимами сглаживания, затенения, освещения, то есть занимаются определенными вычислениями.

Если графический процессор при трансляции игры будет загружен до 100%, то это может негативно отразиться на производительности в игре или привести к перегрузке кодировщика. Обычно к этому больше уязвимы владельцы старых видеокарт, которые вынуждены работать на максимуме своих возможностей, особенно в современных играх.

Чтобы постараться избежать этих негативных моментов, связанных с недостатком ресурсов для кодировщика, рекомендуется ограничить фпс в игре или уменьшить настройки графики.

Более подробно о решениях проблем с перегрузкой энкодера можно ознакомиться по ссылке.