Найти в Дзене
Стекло Алексея Зеля

8 шедевров из стекла художника Алексея Зеля, отмечающих в 2023 году 40-летний юбилей

Продолжаю обзор произведений, сделанных моим отцом, Народным Художником России Алексеем Зеля, в 1983 году на заводе «Хроматрон». В прошлый раз я рассказала о работах, выполненных в рамках основной трудовой деятельности – для государства. Сегодня речь пойдет о пополнении личной коллекции художника. Я остановилась на том, что в предложении перевестись на «Хроматрон» самыми заманчивыми для Алексея Зеля были два пункта: ему предлагалось место художника с собственной мастерской и официально разрешалось создавать стеклянные композиции в свое личное пользование. Естественно, в свободное от государственных заказов время. Предложение, на первый взгляд, просто сказочное. Однако, мой отец довольно долго колебался – переводиться на новое место не хотелось. В КБ ему нравилось, здесь сложился дружный коллектив, недавно его назначили бригадиром. Начальство было хорошим и лояльным к его творчеству. Даже поощряли – заказывали корзинки и подсвечники на сувениры и подарки. Директор конструкторского бюро

Продолжаю обзор произведений, сделанных моим отцом, Народным Художником России Алексеем Зеля, в 1983 году на заводе «Хроматрон». В прошлый раз я рассказала о работах, выполненных в рамках основной трудовой деятельности – для государства. Сегодня речь пойдет о пополнении личной коллекции художника.

Я остановилась на том, что в предложении перевестись на «Хроматрон» самыми заманчивыми для Алексея Зеля были два пункта: ему предлагалось место художника с собственной мастерской и официально разрешалось создавать стеклянные композиции в свое личное пользование. Естественно, в свободное от государственных заказов время.

Предложение, на первый взгляд, просто сказочное. Однако, мой отец довольно долго колебался – переводиться на новое место не хотелось. В КБ ему нравилось, здесь сложился дружный коллектив, недавно его назначили бригадиром. Начальство было хорошим и лояльным к его творчеству. Даже поощряли – заказывали корзинки и подсвечники на сувениры и подарки.

Директор конструкторского бюро не хотел отпускать «рукастого» мастера, уговаривал остаться, был готов на уступки в отношении проблем с интервью и выставочной деятельностью. Да и зарплата у Алексея Зеля была выше, чем предлагали на новом месте. При этом, выполнение производственных задач занимало не весь (и не каждый) день - не конвейер, как когда-то на МЭЛЗ. Днем хватало времени и на службу, и на творчество, а вечером – на семью.

Решающую роль в принятии решения о переходе сыграло то, что на новое место его приглашали художником. В КБ он бы так и оставался мастером-кварцедувом, местным умельцем, кустарём. «Хроматрон» предлагал все условия для развития таланта – под отца подготовили мастерскую, закупили дорогое кварцевое стекло, поставили необходимое для его обработки оборудование.

Да, он «терял» в зарплате, был вынужден навсегда прощаться с большей частью своих будущих произведений. Зато мог официально работать на себя, беспрепятственно выносить с завода композиции из стекла, созданные для собственной коллекции.

Для Алексея Зеля это было важно. Как честного советского человека, в КБ его каждый раз напрягало, когда в рабочие часы он «втихаря» что-то ваял на горелке, а за спиной возникало начальство. Вроде бы руководство не возражает – но оплаченные трудодни и материалы принадлежат государству. Ну, а что до выноса своих поделок «под полой» через проходную, как было на МЭЛЗе – это такой стресс, что и вспоминать страшно.

Алексей Зеля перевелся на «Хроматрон» во второй половине 1982-го. В тот год он мало успел – доводили «до ума» мастерскую, налаживали оборудование. Следующий, 1983-й, был совсем иным. Повалили заказы. Понятное дело, накопились… Того самого «свободного времени», в которое разрешалось творить для себя, в рамках дневной смены не оставалось ни капли.

Тогда отец сам себе устроил вторую, вечернюю, смену. Решил: моя мастерская – мои правила. Днем тружусь на государство, вечером – на себя.

Эти первые годы на «Хроматроне» он почти не видел семью. Мы с ним общались только на выходных. Мама укладывала меня спать и до полуночи караулила у окна, оживляясь, а затем расстраиваясь из-за каждого мелькнувшего в темноте автобуса. Этого минуса отец не учел, когда взвешивал все «за» и «против».

Спустя годы Алексей Зеля назовет этот творческий период одним из «лучших» в своей жизни. В 1983 году он создал восемь прекрасных композиций (а в 84-м еще больше!), заложив основу личной коллекции. Для них он своими руками смастерил стеллаж с подсветкой во всю стену их с женой комнаты.

Когда я рассматриваю старые журналы с публикациями об отце, всегда улыбаюсь - как же здорово он придумал с этим стеллажом! Все фотографы делали портрет художника именно на его фоне. Сначала даже кажется, что это одна и та же фотография, на самом деле в каждом издании своя.

Несколько творений 1983 года сразу получили свои персональные места на этих полках (я выделю их на фото). Вообразите, две из восьми до сих пор там так и стоят! 40 лет! Вот список наших юбиляров:

1. «Вдохновение»

В собственности семьи Зеля.

Где посмотреть: Егорьевский историко-художественный музей

Закончена в феврале. Дань памяти любимому поэту – Александру Сергеевичу Пушкину. «Роковая работа» - так о ней отзовется Алексей Зеля через несколько лет. Почему? Посмотрите на иллюстрацию и найдите отличия. Снимок на розовом фоне – первоначальный вариант. Подробности совсем скоро в этом блоге.

2. Корзина «Лето»

В домашней коллекции семьи Зеля.

Завершена в марте-апреле. По форме - одна из тех корзин, что Алексей Зеля делал по госзаказу. Отец никогда не копировал свои произведения 1 в 1, всегда придумывал что-то новое. В этой он впервые применил шлифование на лепестках цветов, от чего они получились матовыми и более выразительными. Результат так понравился, что художник решил оставить корзинку себе.

-2

3. «Русское поле»

В домашней коллекции семьи Зеля.

Май-июнь. В работе с предельной искренностью переданы детские впечатления Алексея Зеля, когда он на летних каникулах с утра до темноты просиживал в траве, изучая растения и повадки насекомых, рассматривая и зарисовывая их в дневник юного натуралиста. Композиция построена с так называемой «лягушачьей перспективы» - когда взгляд смотрящего направлен от земли наверх. Художник считал ее наиболее выигрышной и часто использовал в природных сюжетах.

-3

4. «Галеон»

В домашней коллекции семьи Зеля.

«Галеон» и «Русское поле» по сей день входят в домашнюю выставку Алексея Зеля, не покидая родной стеллаж уже 40 лет. Этот парусник можно рассматривать, как один из тех первых кораблей, что художник выполнял по госзаказу. Закончен в июле.

-4

5. Ветка розы

В собственности семьи Зеля.

Большая ветка розы из кварцевого стекла с крупными цветами. С виду неискушенному зрителю покажется простой, однако, по сложности исполнения таких крупных бутонов – образец высшего мастерства художника. Алексей Зеля был так вдохновлен «победой» над материалом, что в один присест в сентябре сделал сразу две такие ветки – полностью прозрачную и с желтым ободком по краю лепестков.

-5

6. «Плетень»

Принадлежит Ольге Зеля.

Где посмотреть: Егорьевский историко-художественный музей

Еще одна природная композиция, наполненная детскими впечатлениями Алексея Зеля. Как и следующие две вещи, была закончена в декабре, когда у художника перед новогодними праздниками образовался месяц передышки, и появилась возможность больше времени уделять собственным произведениями. «Плетень» был преподнесен супруге на День Рождения.

-6

7. «Кактусы»

Передан в постоянную экспозицию Егорьевскому историко-художественному музею

В своих композициях Алексей Зеля стремился передать красоту кварцевого стекла и максимально раскрыть его возможности. В колючках «Кактусов» одновременно раскрываются и мастерство, и находчивость художника с точки зрения реализации технической задачи. В этом творении показана вся палитра доступного в 80-х годах кварцевого стекла (белый, желтый, красный). Другие оттенки художник варил по собственным рецептам намного позже.

-7

8. Корзина «У озера»

Передана в постоянную экспозицию Егорьевскому историко-художественному музею

Несмотря на то, что по форме и названию это корзина, рассматривая ее, невольно отвлекаешься на составляющие природные элементы. На передний план выступают цветы и колоски, плоское стекло в основании имитирует озерную гладь со спускающейся к ней стрекозой, а наверху порхает бабочка. Тема речного пейзажа вдохновляла Алексея Зеля – туриста-водника и нашла отражение в этом произведении.

-8

~~~~~

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ:

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: