Я в этом блоге уже рассказывала о музее Политической истории России. В настоящее время он располагается в двух особняках — М.Ф. Кшесинской и В.Э. Бранта, стоящих рядом и перестроенных в 1957 году для создания общего входа и переходов между этими зданиями, как раз в целях размещения здесь музея. В советское время интерьеры обоих зданий были почти полностью утрачены, но по крайней мере в особняке Кшесинской были частично восстановлены. Поскольку пост про музей получился большой, я хочу отдельно показать то немногое, что осталось от двух красивых особняков в стиле модерн.
Особняк Матильды Кшесинской был построен в 1904-1906 гг. и с момента постройки внешне не изменился.
Архивное фото начала 1910-х гг. В лесах за особняком идёт строительство Большой Cоборной мечети.
А здесь мечеть уже построена вчерне, но ещё стоит в лесах, это примерно в районе 1912 года. (Все архивные фото - с сайта Citywalls.ru)
Всё моё детство особняк Кшесинской у меня ассоциировался лишь с балконом, с которого выступал Ленин (про балерину я тогда и не слыхивала). Кстати, балкон этот на всех фото выше хорошо видно. Я не хочу переписывать Википедию, там есть дивный рассказ о том, как Матильда Феликсовна, покинувшая свой дом во время февральской революции, пыталась потом через суд выселить занявших его комитет РСДРП и другие большевистские организации.
Газета «Новое время» № 14767 от 3 (16 мая) 1917 года сообщала:
«Дело о выселении ленинцев из дворца Кшесинской будет слушаться у мирового судьи 58 участка (Большая Зеленина улица, дом 9). Несколько затянулось дело благодаря сложной процедуре вручения повесток ответчикам. Публика будет допускаться в зал суда без билетов — до совершенного заполнения камеры. Представителям печати будет открыт доступ сверх нормы».
В июле 1917 дом заняли правительственные войска, что в итоге также не способствовало сохранности имущества.
После революции в особняке долгое время менялись различные административные организации, пока в 1937 году здесь не открылся музей С.М.Кирова. В 1957, к очередному юбилею, музей Кирова уступил место музею Великой Октябрьской революции, и уже в 1991 он стал музеем политической истории России.
Что же на сегодняшний день можно увидеть в особняке. Парадная лестница ведёт через холл-ротонду в большой зал.
Сохранился эскиз парадной лестницы, выполненный архитектором А.И. фон Гогеном:
Здание не имело входа с улицы. Необходимо было пройти через ворота в небольшой дворик, а затем по парадной лестнице подняться в холл, связанный с помещениями особняка.
В 1980 году во время съёмок на "Ленфильме" очередных приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона здесь располагался вход в клуб "Багатель" (серия "Смертельная схватка"):
А чуть дальше, во дворе особняка через арку проезжал экипаж, везущий Холмса на встречу с Мориарти, да и Ватсон тоже проходил там.
Но в наши дни это место выглядит уже по-другому: между дворами особняков Кшесинской и Бранта в 2009-2012 возвели атриум, а арку закрыли металлической решёткой. Подробнее на это место съёмок можно посмотреть на фанатском сайте 221b.ru, посвящённому съёмкам фильма.
А мы возвращаемся к парадной лестнице и проходим в аванзал.
Пардон за мутнофото, пришлось снимать ротонду-аванзал в силу её не влезания в объектив через пластмассовый рыбий глазик на телефон. Зато есть некоторое ощущение объёма.
Внутреннее пространство первого этажа было организовано в виде анфилады, заканчивающейся остеклённым зимним садом. На самых верхних фото со стороны улицы виден большой стеклянный эркер с кованной решёткой, это и есть зимний сад.
Внутри особняка вход в зимний сад - через Белый зал. Интерьер зала был создан архитектором А. И. Дмитриевым в 1905—1906 годах. Он был утрачен, но восстановлен в 1987 году.
Сохранились фотографии Кшесинской в Белом зале.
Интерьер Белого зала:
Камин в Белом зале:
С другой стороны от ротонды сейчас размещается экспозиция музея, посвященная хозяйке дома. При Кшесинской здесь, на первом этаже, были бильярдная и столовая.
На втором этаже находились спальня, детские и другие жилые помещения. Здесь-то и обосновались Ленин сотоварищи. Помните про балкон? А вот он.
Вид сквозь балконную дверь на бывшую Троицкую площадь. Деревья скрывают вид на Петропавловскую крепость.
Как выглядела когда-то спальня:
Ванная комната с углубленной в пол ванной.
Эти интерьеры, как вы уже догадались, не сохранились и не восстанавливались.
А вот соседнему дому В.Э. Бранта повезло ещё меньше. Барон В.Э. Брант был крупным лесопромышленником. Здание было построено в 1909-1910 гг. и тоже являет собой образец модерна.
Чтобы показать парадный вход, который вы видите на фото выше, изнутри, мне пришлось снова прибегнуть к помощи рыбьего глаза.
...потому что всё в кадр не влезает.
Горельефы на античную тематику:
… и прекрасные резные двери.
Ещё в особняке сохранилась шикарная деревянная лестница, я показывала в посте о музее фото, где около неё стоит макет башни Татлина:
… окна второго этажа:
Всё, что здесь осталось, помимо стен и деревянной лестницы, - это витражи. Под музейные экспозиции тут ничего не восстанавливали.
Особняк тоже засветился в кино, в лентах "Достояние республики" и в "Мастере и Маргарите" (как дом Маргариты).
На этом, пожалуй, рассказ свой закончу, хочу только дать ещё пару ссылочек на сайт Citywalls, где можно посмотреть больше архивных фото этих красивейших зданий.