Найти тему

Путешествие киномана. Выпуск №5. М\ф "Жил-был пёс" (1982). Текстовая версия.

Год выпуска: 1982.
Длительность: 10 минут.
Режиссёр: Эдуард Назаров.
Сценарий: Эдуард Назаров.
Студия: Союзмультфильм.
Кинопоиск: 9,2 (520 474).

В 1983 году мультфильм собрал несколько наград на фестивалях в Дании, Франции, СССР.

Создан по мотивам восточно-славянской сказки "Серко". В указателе сказочных сюжетов указан под №101 "Собака и волк (медведь)".

Леонард Колмачевский считал, что все варианты подобного рода сказок восходят к басне Эзопа "Собака и волк", а это ни много ни мало 600 г. до н. э. Следовательно, смотря этот мульт, мы приобщаемся к давней истории.

Стадия I. Обыденный мир. Голос за кадром (сам Назаров на озвучке) рассказывает про повседневность Пса, излагает вводные данные. Старый стал Пёс, но добрые хозяева по старой памяти держали его при себе.

Начало "обычного" дня.
Начало "обычного" дня.

Стадия II. Зов к странствиям. Пришло утро. Кажется, что это очередной день, похожий на сотни других дней, но не сегодня. Пёс попадает под ноги отцу, матери, старшей дочери. Дочь падает в разлитое молоко и уже капли молока пугают кота, который прыгает на лицо жениха дочки. И это только утро началось. Но самую большую ошибку Пёс совершает вечером (хочу думать, что все эти события происходят в один день) - не услышал, каково забрался в дом и вынес мешок добра. Два раза скрипит забором - Пёс оба раза не реагирует на звук должным образом.

Стадия III. Отвержение зова. Скорее пропущено, но можно притянуть концовку Стадии II, когда дважды скрипнул забор.

Скрип забора не виден, но слышен.
Скрип забора не виден, но слышен.

Стадия IV. Встреча с Наставником. Думаю, что эта стадия перенесена в Стадию VI.

Стадия V. Преодоление первого порога. Пинок под зад Псу с утра. Пёс, сломя голову, бежит в лес. Перед ним открывается особый мир.

Стадия VI. Испытания, союзники, враги. + Стадия IV. У Пса от голода начинает урчать в животе. Он предпринимает попытки поохотиться (заяц, белка, лось, мышь).Ничего не получается. Садится солнце и Пёс принимает решение о самоубийстве. Находит верёвку или что-то похожее. Слышит песни из деревни и начинает делать петлю. Под деревом появляется Волк (Наставник? Очень похоже). Происходит беседа Пса и Волка. Пёс полностью потерян. Диалог разобран на цитаты.

А помнишь?
А помнишь?

Стадия VII. Приближение к сокрытой пещере. Пёс и Волк вместе воют на Луну. Видно, что они уже договорились.

На Луну.
На Луну.

Стадия VIII. Главное испытание. «Похищение» ребёнка Волком в поле. «Бой» (инсценировка) Пса и Волка. По договорённости расходятся. Опять диалог разобран на цитаты.

Стадия IX. Награда. Голос за кадром сообщает, что после этого случая Пёс зажил ещё лучше, чем прежде.

Стадия X. Обратный путь. Зима. Начинается свадьба. Пёс слышит вой Волка и в этот момент решает позвать его на свадьбу и отплатить за услугу. И это решение принимает уже новый Пёс. (Жаль, что это не показано визуально!). Прибегает к Волку в лес. Опять гениальный диалог. И зовёт откушать.

Стадия XI. Возрождение. Волк хочет спеть. Пёс, по мере сил, затыкает ему пасть едой и выпиской. Но наступает момент, когда Волк не может сдерживать себя. Пёс закрывает лапами глаза. Волк начинает «петь» и получает тот самый «хотя бы раз». А Пёс закрывает глаза на свои должностные инструкции. Каждый из них делает что-то впервые.

Стадия XII. Возвращение с эликсиром. Пёс и Волк стоят друг напротив друга. Пёс, выгнав Волка со свадьбы, упрочил своё и без того отличное положение у людей. Плюс оказал ответную услугу Волку. Волку же «хотя бы раз в жизни» отплатили добром. Следует гениальная реплика и Волк разворачивается и уходит, ломая плетень.

Заходи, если что...
Заходи, если что...

Выводы, вопросы, ассоциации.

  1. Посмотрел бы подробнее этап подготовки похищения ребёнка. Отработка движений по таймеру. Большое количество попыток. А в это время Волк кормит Пса из своих запасов или вместе загоняют добычу.
  2. Понравилась насыщенность кадра всякими деталями: прописанные насекомые в доме и в лесу, народные настоящие песни, множество движений у разных второстепенных персонажей (положил руку на плечо, почесал зад, перебинтованная голова у жениха и т.д.).
  3. Почему факт воровства вскрывался только утром? Ведь дочка должна была поздно вернуться с гулянки.
  4. Интересно, кто придумал схему возвращения Пса? Пёс уговаривал Волка? И Волк милостиво соглашался? Или Волк хотел избавиться от Пса и сам предложил вариант операции с похищением?
  5. Вообще, после сговора (по канону) было бы хорошо показать визуальными средствами то, что Пёс изменился. Волк-то изменился - вон его как раздало от еды.
  6. Также этот мульт может быть о коррупции. А если считать, что сюжет «собаки и волка» известен с 600 г. до н.э., то коррупция - это явление перманентно присущее человечеству. Этакая настройка по умолчанию.
  7. Хорошо смотрится на скоростях х2 и х3.
  8. Похищение Волком ребёнка напомнило выдержку из «Золотой ветви» Дж. Дж. Фрэзера:
Детей предостерегают не от простого, а от так так называемого Хлебного, Ржаного или другого подобного волка. Их, к примеру, предупреждают: «Дети, придет Ржаной волк и вас съест», «Ржаной волк тащит вас» и т.д. И все же по своему внешнему виду такой волк ничем не отличается от обычного волка. Когда крестьяне в окрестностях Фейленгофа (Восточная Пруссия) видели бегущего по полю волка, они следили прежде всего за тем, волочит он свой хвост по земле или же держит поднятым. В первом случае они бежали ему вдогонку, благодарили за то, что он принес им счастье, и даже разбрасывали на его пути лакомства. Но если волчий хвост был приподнят, крестьяне покрывали волка проклятиями и старались убить. В волке в данном случае видят дух зерна, чья сила скрывается в хвосте.
В жатвенных обрядах в роли духа хлеба выступают как собака, так и волк.
В некоторых районах Силезии Пшеничной собакой или Гороховой собачонкой называют лицо, сжавшее или связавшее последний сноп.
ВКонтакте | ВКонтакте