Древний Израиль как независимое государство существовало в древние времена эпизодически и относительно не долго. В основном Древний Израиль находился под властью Египта, Ассирии, Вавилона, Персии, государства Селевкидов и Рима. Соответственно и налогообложение устанавливали эти государства. Особенность налогообложения Древнего Израиля заключалась в том, что Израиль регулярно поднимал восстания против захвативших их государств и каждый раз амбиции (в т.ч. на религиозной основе) приводили к утяжелению налогового бремени. Более того, последствиями таких восстаний были: разрушения храма в Иерусалиме (именно в Храме хранилось золото), пленение евреев, их, так сказать, депортировали в Вавилон, да и в Египте они тоже были не по своей доброй воле. Непосильные налоги вынуждали евреев переезжать в другие регионы.
Первое самостоятельное построение налоговой системы относится ко времени правления Соломона. После выхода из Египта евреи пришли в Ханаан и начали строить свое государство. В Библии рассказывается о шикарной жизни Соломона, а так как в то время налоги явно не имели экономического основания, то имелась прямая связь между достатком царя и недостатком простолюдина-налогоплательщика. Не стоит забывать о какой местности идет речь, их сложно назвать плодородными и благоприятными для сельского хозяйства, да и по площади это не слишком большие территории и не густонаселенные. Безусловно, там было сельское хозяйство и животноводство. Налоги уплачивались натурально и без учета урожайности. Соломон установил ставку в размере десятины на большинство объектов налогообложения, для сравнения в Египте ставка была 20%. Но и десятая часть в том экономическом укладе была тяжелым налоговым обязательством. Также нам немного известно о налоговом администрировании того времени, например, Древний Израиль был разделен на 12 округов, и сборщики налогов собирали налоги по округам и отправляли их царю.
В то время было два сверхгосударства — это Египет и Ассирия и именно между этими гигантами и находился маленький Израиль. Покорение Израиля этими мощными государствами был вопросом времени. Мы знаем из уроков истории, что Ассирия была более выраженным захватническим государством и именно Ассирия захватила Израиль. Вместе с ассирийцами пришли и ассирийские требования о размерах налогов. И вот с этого момента евреи перестали учиться на своих ошибках, потому что взяли, можно сказать, «в привычку» поднимать восстания: в 750 году до д.э., в 734 году до н.э., 724 году до н.э., 703 году до н.э. и это только с Ассирией. Но надо сказать, что ассирийцы были очень жестокими войнами и каждый раз подавляя восстания они наносили существенный урон экономике Израиля (возрастали налоги, разорялись города, деревни и уводилось в плен значительное количество работоспособного населения).
На геополитической карте региона появился Вавилон, который смог в 612 году взять Ниневию (столицу Ассирии), и Ассирийская империя пала и могущество Вавилона распространилось на весь регион, в том числе на Израиль, который продолжил платить налоги уже Вавилону. Но евреи, подстрекаемые «партией войны», занялись своим излюбленным делом и подняли восстания. Восстания было подавлено, но ненадолго. Примерно через 8 лет произошло очередное восстание. Царь Навуходоносор II при подавлении восстания не только захватил Иерусалим, но и разрушил город (586 год до н.э. Разрушение Первого Храма). Вавилоняне увели в плен огромное количество населения Израиля, в истории это получило название «Вавилонский плен».
В 539 году до н.э. пал Вавилон. На сцене появляются персы во главе с Киром Великим, а для евреев еще и «благородный освободитель», так как разрешил вернуться обратно в Израиль. Но на этом благородство персов заканчивается, так как ставка налогов у персов была на зерно – 33%, а на фрукты 50%.
Персов сменила армия Александра Македонского в 332(333) году до н.э. Израиль перешел под контроль македонян, наступил эллинистический период в истории Израиля. После распада империи Александра Македонского Израиль перешел под управление частично Птолемеев (Египет) и Селевкидов (Азия) в части налогообложения по началу ставки использовались установленные персами.
Но нам известен интересный механизм налогового администрирования в виде аукционов, когда сборщики налогов ставили свои ставки о размерах планируемых налогов и, если выигрывали аукцион, получали право на откуп. В этот же эллинистический период мы встречаемся с налоговыми льготами, евреи в военном конфликте (между Птолемеями и Селевкидами) приняли сторону Селевкидов, которое и выиграли, за это Антиох (Царь Селевкидов) освободил от налогообложения евреев (на 10 лет освободил от налогов на урожай и обещал снижение других налогов). Но, стоит отметить, что Птолемеи и Селевкиды с легкостью обошли эти льготы для евреев и налогообложение евреев продолжилось дальше. Царь Антиох III с барского плеча отдал в качестве приданного Иудею своей дочери Клеопатре I, которая вышла замуж за Птолемея V. Птолемеи таких льгот не давали и вообще юрисдикция Иудеи поменялась, значит и налогообложение стало египетское.
Самым ярким моментов в истории Древнего Израиля, конечно, является его взаимоотношения с Древним Римом. В 7 веке до н.э. легионы Рима появились в Израиле. В то время Рим был очень могущественной империей и Израиль не представлял для Рима никакого интереса (ни экономического, ни политического, ни военного), для римлян это все было Сирией. Мы знаем, что в развитом обществе развита и система налогообложения, а развитое общество — это еще и существенный бюрократический аппарат. Древний Рим этому подтверждение. Рим проводит перепись населения и активов, которые можно обложить налогами. Из-за развитого бюрократического аппарата появляется некая двухуровневая система налогообложения (местное, и, так сказать, имперское, в нашем случае можно сказать федеральное налогообложение и региональное). Налоговое бремя было очень большим, ведь евреи-иудеи платили еще и религиозные налоги. Евреи принялись за свое «профессиональное» занятие – восстания. За время правления Рима евреи не менее 4 раз поднимали восстания, и все они были жестоко подавлены. Результатами этих восстаний были казни мятежников, разрушение Иерусалима, лишение прав на землю, разрушение Второго Храма и введение специального налога на евреев – fiscus judaicus. Этот специальный налог распространялся на евреев на всей территории Римской империи, был целевым и направлялся на поддержание римских храмов.
Всегда, когда амбиции политической верхушки приводили к восстаниям, расплачивался за последствия таких амбиций обычный народ.
Статья не претендует на всеобъемлющее изучение вопроса во всех его деталях и тонкостях.