Найти тему

Цветовой круг и как им пользоваться.

Комплементарное сочетание. Использованы противоположные цвета. Оранжевый — синий.
Комплементарное сочетание. Использованы противоположные цвета. Оранжевый — синий.

Чтобы понять, для чего нужен цветовой круг, достаточно иметь минимальное понятие о противоположности цветов. То есть знать, что бывают цвета, противоположные друг другу.

Что красный противоположен зелёному, синий оранжевому, фиолетовый жёлтому.

Проверить верность данной теории очень просто. Проведём опыт.

При достаточном освещении положим на стол или закрепим на стене белый лист бумаги (можно использовать белый фон - белые обои, стена, дверь и т.д.). Поместим на белый фон небольшой цветной листик бумаги/картона. Затем непрерывно смотрим на этот цветной прямоугольник в течение 30 секунд. А потом быстро убираем его с белого фона, не отводя глаз и продолжая смотреть в ту же самую область. В этот момент на месте исчезнувшего цветного прямоугольника наши глаза отчётливо увидят идентичный прямоугольник, но другого, противоположного цвета.

Например, если мы использовали красный лист бумаги, зрительная память воспроизведёт на освободившемся месте зелёный «отпечаток».

Дальше возникает закономерный вопрос, как эту информацию можно использовать, зачем она нужна?

Суть в том, что использование в рисовании/живописи противоположных цветов создаёт мощный контраст. Вот только гармоничность такого сочетания зависит от оттенков, уловить которые бывает не так-то просто.

В поиске правильного оттенка способен прийти на помощь цветовой круг.

-2

Далеко не двумя противоположными цветами ограничиваются варианты цветовых гармоний. Три цвета, равноудалённые друг от друга на круге образуют триаду, четыре цвета - квадратную тетраду. Ещё существуют такие виды цветовых гармоний, как прямоугольная тетрада. Или раздельно-комплементарное сочетание, где противоположный цвет подлежит делению на два соседних, а сам в гамме не используется, например, вместо чисто синего мы берём сине-зелёный и сине-фиолетовый (имея с противоположной стороны круга оранжевый цвет).

Ладно, меньше терминов, больше практики.

Ведь для того, что б нам не запутаться во всей этой чехарде, и не держать в голове то, что в ней держится плохо, для всего этого придуман цветовой круг. Я имею в виду не картинку в Яндексе, так называемый круг Иттена (хотя и её можно успешно использовать), я говорю про изделие, выполненное из картона, с хорошей печатью и вращающимся трафаретом. Оно приспособлено для того, чтоб передвигая окошки по цветам, иметь возможность безошибочно определить предпочтительные для использования оттенки и выбрать наиболее подходящую комбинацию.

Цветовой круг удобен дизайнерам при выборе колеров, цветовой круг удобен художникам.

Вот про художников и поговорим.

По своему собственному опыту обращения с цветовым кругом я пришла к выводу, что не стоит доверять ему главную, решающую роль, ставить его в основу своей живописной работы, изначально отталкиваясь от его показаний. Использование круга носит для меня рекомендательный характер, я использую его как подсказку и палочку-выручалочку в тех ситуациях, когда творчески-мозговой процесс заходит в тупик.

Это как с правилом золотого сечения, не стоит начинать творческую работу с математических расчетов, дабы не убить в ней индивидуальность, авторское видение и креативность решения. Зато можно проверить и своевременно подкорректировать пропорции, приведя их в соответствие с формулой.

Но всё-таки ознакомиться с правилами цветовых взаимодействий лучше заранее, дабы потом иметь их в виду и не допускать грубых ошибок, не исправлять их в процессе работы.

По мере накопления собственного опыта, я всё больше прихожу к выводу, что сгармонизировать можно любые цвета путём добавления дополнительного оттенка, который окажется необходимым звеном в составлении «цепочки» цветовой гармонии.

В поиске этого потайного звена способен помочь цветовой круг.

Иногда работа не складывается. Она получается скучной или мрачной, в ней явно чего-то не хватает, какой-то искры цвета или оттенка тени. Можно оставить как есть и сказать, что сегодня не получилось. А можно проанализировать ситуацию цветовых отношений.

Для этого поднести цветовой круг к рисунку и посмотреть, какие позиции на нём , на этом круге, занимают использованные в картине цвета. И тогда круг покажет проекцию на тот цвет, при добавлении которого к имеющимся, получится красивая цветовая комбинация. После «диагностики» находим в своих красках, на палитре, недостающий цвет и добавляем в работу, например, в качестве акцентов. Работа мгновенно оживает.

Трудность данного метода иной раз заключается в правильном определении исходных цветов. Я, например, разбиваю цвет на составляющие, у меня почти нет однородных заливок. Приходится оценивать общий суммарный цвет заливки, чтобы понять, к какому оттенку надо подбирать гармоничный оттенок на круге.

Комплементарное сочетание. Использованы противоположные цвета. Фиолетовый— жёлтый.
Комплементарное сочетание. Использованы противоположные цвета. Фиолетовый— жёлтый.

Стоит заметить, что при рисовании с натуры, проблема с поиском недостающего оттенка либо отсутствует полностью, либо выражена очень слабо. Потому что натура гармонична сама по себе, в ней уже многое есть, ничего лишнего сочинять не приходится.

Зато при рисовании с фотографии проблема встаёт в полный рост. Вот тут-то и приходится разыскивать отсутствующие цвета, беспардонно съеденные фотокамерой.

Но всё-таки, почему я не советую полностью доверять цветовому кругу, изначально отталкиваясь от предлагаемых им гармоничных цветовых сочетаний?

Дело в том, что некоторые из моих работ совершенно не поддаются цветовому анализу. Их невозможно запихнуть в рамки теории цветоведения. Уверена, что так происходит часто, а не только с моими работами. В такой ситуации разве можно всецело довериться науке?

Нет, конечно.

Самостоятельно изобретённая цветовая гамма ценна, уникальна и неповторима.

А цветовой круг - всего лишь рабочий инструмент, пригождающийся далеко не каждый раз.

-6

Увлечения
5M интересуются