Найти в Дзене
CINEMA

Забавные похождения Прасковьи Тулуповой

Помните мраморную статую девушки, в которую влюбился молодой помещик Алексей Федяшев из фильма «Формула любви»? Судьба этой скульптуры удивительна и имеет почти двухвековую историю. О появлении статуи на «Мосфильме» и о её участиях в других картинах я расскажу в этой статье.

История происхождения статуи датируется серединой девятнадцатого века. Её автор - флорентийский скульптор Паскуале Романелли, ученик известного итальянского мастера Лоренцо Бартолини. Известно, что в конце девятнадцатого века в Италии было сделано несколько мраморных копий этой статуи, одна из которых в качестве военного трофея в середине сороковых оказалась на «Мосфильме».

Что касается оригинала, то в каталогах Sotheby’s за 2017 год эта скульптура числилась под названием Odalisque (Sulamitide), на которой высечен автограф автора (Паскуале Романелли), датируемый 1871 годом. Эстимейт работы составлял £40–60 тыс. и статуя осталась непроданной.

Что касается мраморной копии, оказавшейся на киностудии, то известно, что реквизиторами «Мосфильма» ещё в шестидесятых годах была сделана гипсовая копия, которая внешне полностью соответствует мраморной. И сделано это было даже не в целях сохранения старинного мрамора, а чтобы упростить её использование на съёмках, так как мраморная скульптура имеет значительный вес, в отличие от пустотелой гипсовой копии, которую можно легко перемещать на съёмках.

Гипсовая копия статуи. Внизу виден инвентарный номер киностудии "Мосфильм".
Гипсовая копия статуи. Внизу виден инвентарный номер киностудии "Мосфильм".

Сегодня трудно сказать точно, в каких фильмах снималась мраморная статуя, а в каких гипсовая, но специалисты утверждают, что в «Формуле любви» была настоящая мраморная скульптура, и что на этом настоял сам Марк Анатольевич Захаров.

Я расскажу о «фильмографии» этого экспоната в отечественных фильмах в период с 1970 года. Появление её на экране до этого периода мне найти не удалось.

Впервые статуя засветилась на экране в 1970 году в фильме «Бег». Она среди ценностей, готовившихся к вывозу. Это был кинодебют статуи после четверти века хранения на складе кинореквизита.

"Бег" (1970).
"Бег" (1970).

Примерно в это же время статуя планировалась для съёмок в комедии Гайдая «12 стульев». В фильм она в итоге не попала, а вот на фотопробах засветилась. Это снимок из журнала «Советский экран» с пробами Анатолия Кузнецова на роль Остапа Бендера.

-4

Следующий раз статуя появилась на экране через шесть лет в фильме «Служебный роман». Она среди украшений статистического управления расположена недалеко от рабочего места товарища Бубликова.

"Служебный роман" (1977).
"Служебный роман" (1977).

Через три года после этого она мелькнула в фильме «Вечерний лабиринт»

"Вечерний лабиринт" (1980).
"Вечерний лабиринт" (1980).

А в том же 1980 году в знаменитом фильме Наума Ардашникова «Старый Новый год» она украсила баню, разбавив чисто мужскую компанию прекрасных советских актёров.

"Старый Новый год" (1980).
"Старый Новый год" (1980).

В 1982 году статуя послужила украшением сада в фильме Глеба Панфилова «Васса». Но это опять был лишь небольшой эпизод.

"Васса" (1983).
"Васса" (1983).

И вот ещё через два года статуя сыграла свою звёздную роль в фильме Марка Захарова. С тех пор на киностудии её стали звать Прасковьей Тулуповой.

"Формула любви" (1984).
"Формула любви" (1984).

Безусловно, что эту роль можно назвать одной из главных в фильме и самую важную в кинокарьере самой статуи.

"Формула любви" (1984).
"Формула любви" (1984).

После этой «роли» в 1984 году она стала чересчур узнаваемой, и поэтому режиссёры не торопились в дальнейшем использовать её в своих фильмах.

"Формула любви" (1984).
"Формула любви" (1984).

В 2017 году статуя появилась в сериале «Анна Каренина».

"Анна Каренина"  (2017).
"Анна Каренина" (2017).

Сегодня статуя по-прежнему числится на «Мосфильме», и находится в одном из залов хранения.

В запасниках "Мосфильма".
В запасниках "Мосфильма".

А еще такая же статуя украшает двор старинного московского особняка Вандышниковой на Воронцовом Поле. Появилась она там лет десять назад, после завершения реставрации усадьбы.

-14

Не могу точно утверждать, где здесь гипс, где мрамор, а где ещё что-то, но, зная характер директора «Мосфильма» Карена Георгиевича Шахназарова, лично я почти уверен, что мраморная скульптура до сих пор хранится на киностудии и рано или поздно мы её вновь увидим на экране в каком-нибудь новом фильме.

Михаил Лешков.

_______________________