Найти тему
Rutko Sandris

Фотография для начинающих. Понятно и доступно. Урок 5

В этом уроке поговорим о светочувствительности.
Про светочувствительность, я упоминал в самом первом уроке. Обновить знания можно
здесь.
Как понятно из самого названия, это чувствительность к свету. Те сколько необходимо накопить света, для того, чтобы проявился рисунок.
Светочувствительность обозначают ISO. ISO расшифровывается как -
International Organization for Standardization или на русском Международная организация по стандартизации. По этому, светочувствительность, на любой фотокамере, вне зависимости от производителя, будет одинаковой. Но это не значит, что финальное качество снимка, будет тоже одинаковым. Это означает, что если вы сделаете снимок на старый мобильный телефон, и в установах было указано, что ISO 200, f/5,6, 1/400, то переведя новейший фотоаппарат в ручной режим, и установив все эти же параметры, вы получите такой же снимок по яркости и контрастности. Как альтернативные стандарты, раньше использовались DIN, ГОСТ, ASA. В цифровых камерах вы этих стандартов уже не найдёте, но в плёночных, вполне реально. Таблицу соответствий единиц одного стандарта в другой, найдёте при желании в интернете.

Фотопленка ISO 65, DIN 20,  ASA 80,  ГОСТ 65. Из материалов интернета
Фотопленка ISO 65, DIN 20, ASA 80, ГОСТ 65. Из материалов интернета

ISO на фотоаппаратах измеряют в единицах кратных 100. 100/200/400/800/1600/3200/6400 итд. В редких случаях кратных 160. Но этого правила строго придерживаются производители серьёзных фотоаппаратов. К серьезным я отношу, камеры с съёмным объективом, и лучшие из камер с фиксированным. Камеры типа "мыльница", на которой есть только автоматический режим, и пару сюжетных, это правило может не распространяться. Каждая следующая ступень в 2 раза выше(реже ниже) предыдущей, это называется - ступень. На лучших современных фотоаппаратах, ISO может доходить до 512000. Это сумашедше высокая чувствительность.

Но как я говорил ранее, в фотографии никогда нет выигрыша, без проигрыша в чем-то другом. Это вполне относится и к светочувствительности. У каждой матрицы есть своё - рабочее ISO. Это минимальная чувствительность, на которой получается максимальное качество. Качеством в данном случае мы считаем, максимально корректную цветопередачу.
Если мы включим iso 200, вместо положенных(рабочих) 100, то в некоторых местах, где недостаточно света, могут появится хаотичные точки других цветов, отличные от того, какой есть на самом деле. Если вы ещё величим чувствительность, например 400 вместо 100, то таких точек будет больше. Эти "точки" называются "шум".

Для наглядности, вернёмся к работе обычного унитаза. Для того, чтобы смыть результаты нашей жизнедеятельности, нам необходимо примерно ведро воды. Это и есть, наше "рабочее ISO". И когда оно сливается из бачка в унитаз, вместе смывает и всё то что оно должно смыть. Но если вместо положенных 10 литров(предположим что в полный бачок 10 литров), мы смоем 9 литрами. То на поверхности унитаза, могут кое где остаться мальникие точечки. Если мы вместо 10, используем 8, то таких "точечек" будет побольше, чем при том, когда мы использовали 9 литров, и заметно больше, чем при использовании необходимых 10 литров. Вот эти "точечки" и есть "шум".

Что есть "приемлемые" шумы, а что а какие уже "неприемлемые", тут каждый волен выбирать сам. Единых правил не существует. Ведь лучше сделать кадр, хоть и с шумами, всё таки лучше чем не иметь ни какого.

ISO 100 , и вода ни небо естественно голубые.
ISO 100 , и вода ни небо естественно голубые.
ISO 800, обратите внимание на увеличенные части, ни на голубом небе, ни на воде, нет розовых пятен. Эти пятна, и есть - цветовой шум.
ISO 800, обратите внимание на увеличенные части, ни на голубом небе, ни на воде, нет розовых пятен. Эти пятна, и есть - цветовой шум.

С шумом на высоких ISO борются как производители фотоаппаратов, так и на последующей обработке, в фоторедакторах.
Если мы в
третьем уроке рассматривали экспопару, то в это уравнение, мы вводим третий элемент. И у нас получается экспотрио.
Что вносит ещё большее разнообразие в возможности экспозиции.
Пример из урока номер 3:
f/2 и 1/1000 = f/2,8 и 1/750....
Теперь выглядит так: берём первое соотношение диафрагмы и скорости затвора
f/2 и 1/1000 , и добавляем чувствительность ISO100. И нсли мы увеличиваем чувствительность на одну ступень, на ISO 200, то получаем возможность или закрыть диафрагму на одну ступень f/4 и скорость затвора остаётся неизменной 1/1000, или диафрагму мы оставляем неизменной f/2 а скорость затвора мы имеем возможности сделать ещё меньше на ступень, до 1/2000.
Как вы видите, если один из параметров поднять на одну ступень, то одновременно другой можно поднять(опустить) тоже на одну ступень(в зависимости от взаимосвязанности). Если поднять один на 2 ступени, но другой параметр, можно изменить на две ступени, или два оставшихся, каждый на одну ступень.

Скажу тоже самое другими словами - если раньше экспопара была одна, она состояла из скорости затвора и диафрагмы. То сейчас их может быть как минимум 3, при неизменном одном из параметров:
Если
диафрагма неизменна, то менять экспопару можно выдержкой и ISO;
Если выдержка неизменна, то менять экспопару можно ISO и диафрагмой.
Но скорее всего, будут меняться все три параметра.


Главная мысль
, которую я хочу до вас довести - все параметры могут меняется, в все они одновременно правильные и неправильные. Правильные в том, что если вы хотя бы один из параметров выдержка/диафрагма/светочувствительности оставите в автоматическом режиме, то фотоаппарат сделает всё что возможно, чтобы "вытянуть" качественную картинку.

Не правильные - в том, что электроника фотоаппарата не знает что вы хотите получить как результат,и по этому выберет так как удобно фотоаппарату, а те такие, какие реализуют ваш замысел.
Фотоаппарат, это очень умный и сложный инструмент, и как любым инструментом, им надо уметь пользоваться.

Продолжение
здесь