В играх и фильмах о Второй Мировой войне часто показывают, как башни танков отлетают от корпусов уничтоженных машин, что создает эффектное и красивое зрелище. Однако, режиссеры используют этот художественный прием для каждого второго подбитого танка, не учитывая реальные причины отрыва башен на поле боя. В данной статье мы рассмотрим ситуации, в которых танк мог потерять башню, и насколько часто это происходило в реальности.
Естественно, наиболее распространенной причиной взрыва танка является детонация боеукладки, которая располагается в различных местах в зависимости от модели танка. Например, у немецких танков она чаще всего находится на боках, а у советских Т-34 - на днище корпуса. Если бронебойный или кумулятивный снаряд пробивает броню в месте, где расположена боеукладка, осколки или кумулятивный заряд могут вызвать детонацию осколочно-фугасных снарядов. В этот момент в танке происходит избыточное давление, которое ищет выход по наименьшему сопротивлению. В хорошо защищенных и герметичных танках это место находится в погоне башни, поэтому детонация приводит к отрыву и выбросу в воздух башни танка.
Танки того времени были созданы с использованием технологий и материалов, которые не обладали достаточной прочностью и надежностью, чтобы выдерживать длительные периоды эксплуатации в условиях боевых действий.
Также техника того времени была создана с учетом принципа максимальной легкости, чтобы обеспечить высокую маневренность на поле боя. Однако это означало, что компоненты танка не всегда были достаточно крепкими, чтобы выдерживать взрывы и другие воздействия на поле боя.
Наконец, в боях противник старался нанести точные выстрелы по башне танка, так как это было самым уязвимым местом машины. В результате, башни танков были часто поражены противотанковыми снарядами, что приводило к их отрыванию.
Отрывание башен с танков было одной из основных проблем, с которой столкнулись танкисты того времени, и послужило стимулом для дальнейшего улучшения конструкции танков и развития более надежных материалов для их создания.