Мы ждали вас, дорогие бойцы и командиры Красной Армии. Мы верили, что вы придете, мы читали украдкой наши листовки, и они вселяли в нас уверенность в обязательном освобождении.
"День в день 80 лет назад". Переворачивая листы истории невольно ловишь себя на мысли, что история развивается по спирали.
Письмо опубликовано в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 2 апреля 1943 г., пятница:
ВЫ СПАСЛИ НАС ОТ РАБСТВА
Письмо русских девушек воинам Красной Армии
Дорогие бойцы и командиры Красной Армии! Привет вам от освобожденной вами молодежи деревни Сосновка, Вепренского сельсовета, Тумановского района, Смоленской области.
Мы находились в немецкой кабале 17 месяцев. Они хотели сделать из нас рабов. Они лишили нас всех прав. Мы даже не имели права переходить из одного конца деревни в другой без разрешения коменданта, а для выхода из деревни в деревню требовался специальный пропуск. Но разве можно русских людей сделать рабами? Этому никогда не бывать!
Мы ждали вас, дорогие бойцы и командиры Красной Армии. Мы верили, что вы придете, мы читали украдкой наши листовки, и они вселяли в нас уверенность в обязательном освобождении. 23 февраля — день Красной Армии — мы решили отпраздновать всеобщим невыходом на работы. Изверги-немцы нас за это наказали — заставили работать целый день на холоде, голодными, после чего заперли на ночь в холодный амбар и снова голодными погнали на работу, продержав еще одну ночь в холодном амбаре. Это было очень мучительно. Прижавшись друг к другу, мы согревались своими телами, но ни одна из нас не заплакала! Мы радовались тому, что сумели показать этим гадам своим протестом, что мы не рабы и покорить нас невозможно.
На работах нас били. Стоило только разогнуться, как подбегал надсмотрщик и прикладом иди лопатой бил по спине или по плечам, требуя работать, не поднимаясь.
Весной 1942 года от того, что мы находились в постоянной сырости, от непосильной работы начались болезни, появилось много случаев заболевания тифом. Больных сгоняли в отдельную деревню, к ним не разрешали приходить и никакой медицинской помощи не оказывали.
При отступлении гитлеровские собаки стали уводить на каторгу в Германию всё трудоспособное население, особенно молодежь. Мы не хотели уходить с нашей родной земли на долгую кабалу и верную гибель. Мы так вас ждали, мы знали, что вы скоро придете и мы снова заживем счастливой жизнью свободных советских людей!
Вся молодежь от 14 лет при помощи старших стала скрываться. Мы прятались от немецких полицейских где только могли — под печкой, где, например, просидела Наташа Жигунова 4 дня, на чердаках, под полом, маскировались под старух, скрывались в снеговых ямах. Так продолжалось 4 дня. Иногда овладевало отчаяние, немецкие полицейские не отходили от домов, требуя выдать молодежь. И вот, когда, казалось, выхода нет и каторга неминуема, явилась наша родная Красная Армия...
10 марта в 5 часов утра мы были освобождены от рабства! Нет слов для того, чтобы передать нашу радость. Спасибо вам, дорогие бойцы, за наше освобождение от страшной каторги в германском плену. Желаем вам успеха в окончательном разгроме лютого врага и освобождении наших советских людей от ужаса немецкой оккупации. Бейте крепче немецких мерзавцев, не давайте им пощады. Все, что нужно, мы сделаем для помощи вам, не жалея наших сил, а если нужно, мы готовы встать в ряды Красной Армии и на любом участке помочь в освобождении нашей родины от гитлеровской чумы.
Жигунова Зинаида 16 лет, Селезнева Наталья 20 лет, Жигунова Наталья 16 лет, Селезневе Вера 14 лет, Жигунова Ольга 14 лет, Смирнова Зоя 16 лет, Маркова Настя 31 года, Яковлева Мария 19 лет, Козлова Александра 22 лет, Лопаева Даша 17 лет, Гурьянова Евдокия 19 лет, Егорова Евдокия 15 лет, Купцова Зинаида 17 лет, Иванова Александра 14 лет, Терентьева Анна 25 лет, Велищева Анна 14 лет, Афанасьева Клавдия 20 лет, Кузнецова Зинаида 17 лет, Григорьева Ната 18 лет, Григорьева Екатерина 16 лет, Пикина Ольга 21 года.
Гитлеровцы находились на территории Смоленщины с 13 июля 1941 года по 10 октября 1943 года. Итог оккупации - печные трубы, напоминающие о пяти тысячах смоленских деревушек и сел. Массовые зверства творились в Батуринском, Вяземском, Всходском, Гжатском, Глинковском, Демидовском, Духовщинском, Слободском, Сафоновском, Знаменском, Новодугинском, Руднянском, Сычевском, Тумановском, Темкинском, Пречистенском и Хиславичском районах.
За годы немецко-фашистской оккупации Смоленская область потеряла сотни тысяч человек из числа мирных жителей. Примерно 87 тысяч смолян было насильно угнано из родных мест на работы в Европу, 84 тысячи человек – замучено и сожжено.
На Смоленщине за время оккупации уничтожено вместе с жителями свыше 300 деревень. Без жителей или частично с жителями – около 5000 деревень. За время войны погиб каждый третий из жителей Смоленщины.
Деревня Чёртковка (Трубино). 7 марта 1943 г. при отступлении гитлеровцами из окрестных деревень в Чертовку было согнано более 400 местных жителей. Всех загнали в огромный сарай и открыли по нему огонь из пулеметов. Затем фашисты обложили сарай соломой и подожгли. В огне погибли все, кто там находился. Всего расстреляли и сожгли здесь 480 жителей этой и окружающих деревень. Чудом удалось спастись двенадцатилетнему Семену Самуилову и Топоровской Матрене Андреевне и ее сыну.
Семён Яковлевич Самуйлов, свидетель трагедии в деревне Трубино – Чёртовка:
«Никакое воображение не могло бы представить себе, что сделали фашисты у нас в деревне. Было 18 домов и 25 общественных построек. За неделю они сожгли все дома. До войны Чёртовка была самостоятельным колхозом, где работали трудолюбивые люди, жили все зажиточно. Многие семьи были многодетными.
После себя фашисты оставили обгоревшие трупы женщин, стариков и детей. Перед моими глазами была страшная картина опустошения, полное разорение деревни, кровавые следы разбоя врага. Было это с 7 на 8 марта 1943года. Фашисты согнали всех жителей - 458 человек в сарай. Поставили три пулемёта и стали стрелять. Сарай загорелся. Пытавшихся спастись расстреливали из пулемётов, а дети, которые не имели возможности выскочить, сгорели внутри сарая. Кого придавило, кто сгорел живым. Мне удалось вместе со старшим братом выбежать из этого пылающего огнём сарая и отбежать метров семь – восемь. Брат попал под пулемётную очередь и был убит, а я упал около него. Фашисты думали, что они меня тоже убили. Прошло часа два. Всё стало тихо. Сарай догорал. Всю ночь, порой теряя сознание, я пролежал на снегу.
В 6 часов утра 8 марта пришли наши войска и спасли меня. Из другого овина выползла женщина с сыном. Это была Топоровская Матрёна Андреевна.
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Президентскими грантами, мы продолжаем публикации проекта "День в день 80 лет назад". Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1943 год. Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.