Найти тему
Дизайн с Алексом Маком

Летописец великой истории - художник Петр Котов. Картины, которые восхищают, вдохновляют и поражают величием своей эпохи.

Петр Иванович Котов честно прошел свой путь художника, став не только свидетелем великой эпохи, но ее летописцем. Он был принципиальной личностью, настоящим профессионалом своего дела и просто смелым человеком. Говорят, когда художник получил заказ написать портрет Сталина, вместо того, чтобы сразу приступить к работе, он стал добиваться работы с натуры и, конечно, не за один сеанс. Когда Котов узнал, что работы с натурой не будет, он ... отказался от выполнения этого заказа.

Родина
Родина

Петр Иванович Котов родился в слободе Владимировка Астраханской губернии. Это очень красивое место, на высоком берегу Волги с широкими просторами Заволжья. Это место он полюбит на всю жизнь. Его притягивали всегда эти высокие берега, солнечный блеск плещущих волн, жизнь рыбаков. Мальчик это пытался рисовать. Отец, чувствуя желания ребенка, доверяет ему несложные работы. Его отец был потомственным иконописцем, поэтому мальчик, окруженный атмосферой искусства с самого детства мечтал стать художником.

Мальчик быстро освоил азы мастерства, но материалы для живописи всегда были дороги, поэтому Петя чаще всего рисовал на обрывках бумаги. Так появились рисунки речки, мальчишек, играющих на улице, дом, рыбаков…

-2

В сельской школе, где учился Петя, учителя сразу же обратили внимание на необычайную склонность к рисованию этого неугомонного мальчика. Родителей уговаривали отправить мальчика на учебу в Казань. Мать со слезами на глазах, и отец, который верил в талант сына с огромным желанием дать детям образование, отправили сына в Казань в 1903 году. Это был первый шаг мальчика к мечте. Он блестяще учился и получил рекомендацию для продолжения образования после Казани в Академии художеств в Петербурге. Так он попал в Петербург. Дворцы. Сокровища лучших музеев. Шедевры архитектуры. Батальный класс Академии.

Императорская Академия Художеств, батальный класс профессора Н.С. Самокиша (П.И. Котов слева в белом). 1915 г.
Императорская Академия Художеств, батальный класс профессора Н.С. Самокиша (П.И. Котов слева в белом). 1915 г.

В 1914 году во время Первой мировой войны Котов вместе учащихся батальной мастерской Академии во главе с профессором Н.С. Самокишем отправлялись на четыре месяца на фронт для наблюдения и зарисовок. Они также посетили Черноморский флот, были на Кавказе. Каждый из молодых художников вернулись не только с очень реалистичным восприятием военных действий, но и привезли огромный художественный материал. Эти работы Котов использовал в одной из конкурсных картин при окончании Академии.

Третий слева - художник Котов
Третий слева - художник Котов

Находясь в Петербурге, художник часто посещал Эрмитаж, Русский музей и различные выставки. Его любимые картины в Эрмитаже были “Венера у зеркала” Тициана, “Голова папы Иннокентия” Веласкеса и “Портрет матери” Рембрандта. По мнению художника эти шедевры раскрывали во всем величии всю суть живописи.

Ударница Красного Сормова. Холст, масло. 76х91. 1936. Харьковский художественный музей.
Ударница Красного Сормова. Холст, масло. 76х91. 1936. Харьковский художественный музей.

В Русском музее он подолгу любовался полотнами “Письмо запорожцев” Репина, “Снежный городок” Сурикова и работами художника Ге. Каждая из этих картин базировалась на традициях большого европейского искусства, несла в себе национальные черты. Особое впечатление на молодого художника произвела посмертная выставка Серова. Невероятно понравились художнику и работы импрессионистов Моне и Ренуара.

Красноармейская делегация на Кузнецкстрое. Холст, масло. 130х100. 1930-е. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.
Красноармейская делегация на Кузнецкстрое. Холст, масло. 130х100. 1930-е. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.
Колхозная бригада за обедом.
Колхозная бригада за обедом.

В ноябре 1916 года художник представил картины «Письмо с родины в окопах» и «Сбор на охоту с борзыми» . Так он получил звание художника и возможность поехать на четыре года в Италию. Но грянула Революция и в то время уже было совсем не до поездок. Он тогда оказался в Астрахани. В 1918 году являясь председателем комитета по изобразительным искусствам профсоюзов трудящихся Астрахани, он принял от коллекционера и собирателя Павла Михайловича Догадина прекрасную коллекцию картин, которые станут украшение Астраханской картинной галереи. Художник стал ее директором. В 1919 году он возглавил Астраханские свободные государственные художественные мастерские на основе которых было открыто Астраханское художественное училище имени П.А. Власова. Он преподавал в Киевском художественном институте, во ВГИКе, МГХИ им. В.И. Сурикова. В 1940 году он получил ученое звание профессора. Он был членом Академии художеств СССР, заслуженным деятелем искусств РСФСР, лауреатом Государственной премии СССР... Его регалий не счесть. Но лучше всего об этом художнике говорят его потрясающие картины.

Рабочий дом отдыха. Холст, масло. 107х143. 1935. Брянский областной художественный музейно-выставочный центр.
Рабочий дом отдыха. Холст, масло. 107х143. 1935. Брянский областной художественный музейно-выставочный центр.
Кубинская марка и картина "Домна № 1. Кузнецкстрой"
Кубинская марка и картина "Домна № 1. Кузнецкстрой"

Он стал автором потрясающих исторических, батальных картин, широко известных индустриальных пейзажей. Такие работы как «Кузнецкстрой. Домна №1», «Кузнецкстрой. ЦЭС» и другие стали хрестоматийными. Некоторые из них появлялись даже на почтовых марках других стран. Он был прекрасным портретистом. Художником создана обширная галерея портретов общественных деятелей представителей науки, искусства, героев Великой Отечественной войны. Все его картины отличаются глубоким психологизмом, колористическим разнообразием. За портрет академика Н.Д. Зелинского мастеру была присуждена Государственная премия СССР.

На базаре в Бухаре. 1925. Х.М. 58х93
На базаре в Бухаре. 1925. Х.М. 58х93

В 1925 году Котов отправился в творческую командировку в Туркестан. Средняя Азия открыла для него как живописца очень многое. В результате этого путешествия появились картины «Бухара. Бухарские мастера» (Третьяковская галерея), «Бухарская невеста», «Медники», «Базар в Бухаре», «Бухарские евреи», «Портрет женщины в национальном костюме (белуджанка)».

"Бухарская невеста" 1925г. Холст, масло. 73 × 64. Симферопольский художественный музей
"Бухарская невеста" 1925г. Холст, масло. 73 × 64. Симферопольский художественный музей

Он лично побывал на Днепрострое, Кузнецкстрое, в Магнитогорске, на «Красном Сормове», в Донбассе. Так появились «Днепрострой днем», «Домна № 1. Кузнецкстрой», «Кузнецкстрой. ЦЭС», «Красное Сормово», «Портрет комдива 1-й Конной армии С.К. Тимошенко», «Портрет героя Гражданской войны Сердича», «Кавалерийская тревога». Личное впечатление от увиденного мастер живописи передал в этих произведениях, которые и сегодня обладаю невероятной энергией, оптимизмом и чувством причастности в этим великим свершениям того времени.

Красное Сормово
Красное Сормово

Прекрасная картина, посвященная советским достижениям «Садоводы в гостях у Мичурина», которая предназначалась для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке, писалась с натуры. Художник многократно выезжал в мичуринские сады для проработки с натуры необходимого материала.

Колхозники у И. В. Мичурина (Садоводы в гостях у И. В. Мичурина) 1939
Колхозники у И. В. Мичурина (Садоводы в гостях у И. В. Мичурина) 1939

Получилось невероятно красивое полотно, изображающее жанровую сцену на фоне богатого мичуринского сада, который переполнен прекрасными фруктами и залитого солнечным светом. Полотно стало переломным в творчестве Котова. В этой картине значительность содержания, свойственная всем работам Котова, соединилась с выразительностью образов. Картина наметила путь художника от жанра и типического портрета первой половины его творчества к психологическому портрету последующих лет. Художник не только работал на натуре, но досконально изучил документальный материал. Так получился этот монументальный образ, великолепно раскрывающий сложную натуру великого ученого и селекционера.

На астраханской вахте
На астраханской вахте

1926-35годы - очень продуктивные в работе художника. Он пишет полотна исторической живописи, пейзажи его любимой Волги, новостройки пятилеток, и, конечно, героев того времени.

Колхозница
Колхозница

В эти же годы П.И. Котов встретился со своей любовью, будущей верной спутницей жизни Зинаидой Александровной Кожевниковой. Она тоже была художником. Общие интересы, любовь к искусству и взгляды на жизнь объединили молодых людей. Первые годы совместной жизни, это годы, наполненные напряженной работой, поисков, проб, ошибок… Но потом была война...

Минометчики
Минометчики

После начала Великой отечественной войны Котов с семьей был эвакуирован в Пензу. Здесь он, конечно, не мог сидеть сложа руки и организовал выпуск плакатов «Окна ТАСС». В конце 1942 года художник возвратился в Москву. К этому времени относится серия портретов военных медиков.

Портрет маршала Г.К. Жукова. Холст, масло. 109х90. 1945. Государственный Русский музей.
Портрет маршала Г.К. Жукова. Холст, масло. 109х90. 1945. Государственный Русский музей.

После Великой Отечественной войны Котов создал серию портретов советских полководцев Маршалов Советского Союза Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, И.Х. Баграмяна. Говорят, Рокоссовский очень не любил позировать художникам. Художник посоветовался по этому поводу с Жуковым, которому было достаточно сделать один звонок, и Рокоссовский дал согласие на встречи с художником...

Портрет К.К. Рокоссовского. Холст, масло. 116х96. 1946. Государственный Русский музей.
Портрет К.К. Рокоссовского. Холст, масло. 116х96. 1946. Государственный Русский музей.
Натюрморт с самоваром. 1920. Х.М. 69х96
Натюрморт с самоваром. 1920. Х.М. 69х96

В течение всей жизни Петр Иванович увлеченно, с любовью писал свою семью, близких. Эти произведения отмечены особой теплотой и лиризмом. Наиболее заметные среди них — «Материнство», «Завтрак. Моя семья», «В доме отдыха. Алупка — Сара», «Портрет дочери в красном», «Портрет жены».

Завтрак. Моя семья. Холст, масло. 78х93. 1937.
Завтрак. Моя семья. Холст, масло. 78х93. 1937.

Сегодня работы художника являются украшение коллекций Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, музеев по всей территории бывшего Советского Союза. Страны, которую так красиво писал этот талантливый художник.

На сегодня я прощаюсь с Вами, не забывайте ставить лайки, писать комментарии, подписываться, это вдохновляет меня на новые интересные статьи. Помните, что любая активность на канале с Вашей стороны, особенно комментарии, это - настоящая поддержка для меня. До новых интересных встреч. Ваш Алекс.