Предком Чёрного Обелиска был джаз-роковый бэнд Проспект, из участников которого сформировался новый, пока безымянный состав. На тот момент в новой команде играл на басу и пел Толик Крупнов, на гитаре играл Константин Денежкин, за ударной установкой работал Николай Агафошкин. К ним примкнул гитарист Николай Коробов. Кроме музыкантов, в команду входили светотехник Андрей "Батюшка" Денежкин и звукооператор Евгений Чайко. Были сочинены и записаны 4 композиции, до сих пор не опубликованные.
Чёрный Обелиск официально возник 1 августа 1986 года, когда Анатолий Крупнов решил собрать новую команду, в состав которой вошли гитаристы Михаил Светлов и Юрий Анисимов, барабанщик Николай Агафошкин, и, собственно, сам басист/вокалист Толик. Далее Юрий Алексеев сперва сменил Михаила Светлова, потом, в 1987 году, Михаил Светлов вернулся и сменил Юрия Анисимова.
За сценическую атмосферу на концертах отвечал Андрей "Батюшка" Денежкин. За звук и звукозапись - Евгений Чайко. Все выступления 80-х и начала 90-х годов профессионально записывались. К сожалению, до наших дней дожили лишь пара записей того периода достойного качества, доступные в виде оцифровок с катушек (Концерт 1987), кассет "Память о прошлом" и официально изданных концертных альбомов: "Апокалипсис" и "Пятница, 13-е". Другие же записи плохо сохранились, либо утеряны, либо оцифрованы с применением кодеков с потерями (mpeg).
В 80-х команда успела просуществовать всего 3 года, с 1986 по 1988. За этот период были созданы и исполнены 3 концертных программы:
- Апокалипсис 1986 -1987
- Цветы Зла 1987
- Серый Святой 1988
Последний концерт состоялся в Кишинёве, после чего Крупнов ушёл играть в Shah, а Юрий Алексеев с вокалистом Алексеем Левшинским, басистом Юрием Журавлёвым и барабанщиком Легиона Сергеем Комаровым создали идейно близкий Обелиску проект Триумфальная Арка, записали альбом Мир-Дьявол. Автором текстов выступил Александр Афанасьев, работавший ранее с Легионом.
В 1990 году Чёрный Обелиск вновь собрался в составе образца 1987-1988 годов, ударную установку занял Сергей Комаров, а Алексей "Цов" Иванцов стал директором группы. Давались концерты, записывалось демо "Жизнь после Смерти".
Вскоре Крупнов уволил Михаила Светлова, а на его место взял гитариста ЭСТ Василия Билошицкого. Место трагически убиенного Сергея Комарова занял Владимир Ермаков. В таком составе, с 1990 по 1991, записывался первый студийный альбом Стена, а в 1991 году, в отсутствие Юрия Алексеева, англоязычный альбом One More Day. Полная и хорошо звучащая версия Стены до сих пор существует только в виде магнитоальбома.
Состав вновь изменился, когда вместо вернувшегося в ЭСТ Василия Билошицкого пришёл гитарист московского состава Сектора Газа Егор Жирнов. В 1992 году записан альбом "Ещё один день", фактически, перезапись One More Day, который долгое время не был опубликован. Альбом стал первой пластинкой Чёрного Обелиска. Сразу после записи, Егор Жирнов вернулся к работе в Секторе Газа, а новым гитаристом стал Дмитрий Борисенков.
Устоявшийся состав "Крупнов, Алексеев, Борисенков, Ермаков" просуществовал с 1992 по 1995, 4 года, что довольно долго по меркам Чёрного Обелиска. Более того, этим составом произведено наибольшее количество записей:
- 1992. "Пятница, 13-е", Концертная программа "Ещё Один День".
- 1993 - 1994. Альбом "Я Остаюсь".
- 1994. Перезапись альбома "Стена".
- 1995. Альбом "86-88", студийная запись материала 80-х годов.
В конце 1995 года Юрий Алексеев, Владимир Ермаков и Дмитрий Борисенков покинули состав Чёрного Обелиска. Одной из причин был конфликт с новым директором Александром Юрасовым на почве распределения средств.
В последний состав оригинального Чёрного Обелиска вошли гитарист Дмитрий Варшавчик и барабанщик Александр Митрофанов. Оба из Неприкасаемых. Трио давало концерты, работало над новым материалом. При участии приглашённых музыкантов из Неприкасаемых и Crossroads был записан альбом "Чужие Песни и несколько своих". Издан он был под маркой "Крупский сотоварищи" и содержал не металлический, а полу-акустический, блюзовый материал. Готовился новый альбом, но Толик не успел допеть все песни. 27 февраля 1997 года его не стало.
Последний альбом, Postальбом, был дописан в том же году силами оставшихся участников и друзей. Он получился двойным. В первый диск вошли прижизненные песни, во второй - не спетые. Издан он был только спустя пару лет, в 2000 году. Postальбом фактически поставил точку в истории Чёрного Обелиска.
Номинально Чёрный Обелиск есть и сейчас: Дмитрий Борисенков, Михаил Светлов, Владимир Ермаков решили вместо точки оставить троеточие и продолжили деятельность под названием Чёрный Обелиск. Юрий Алексеев продолжать отказался, хоть и играет иногда на концертах памяти. Петь стал Дмитрий Борисенков, также, ставший основным автором материала, а вакантное место басиста занял Данила Захаренков из ЭСТ. С 2001 года команда записала множество альбомов со свежим материалом и уже перестала быть призраком классического Чёрного Обелиска, который существовал до 27 февраля 1997 года.
Относиться к новому Чёрному Обелиску можно по-разному. Единоличным лидером, учредителем, автором всегда был Крупнов, за исключением нескольких вещей в соавторстве с Анисимовым, Алексеевым, Билошицким и Ермаковым. Музыканты естественно принимали непосредственное участие в создании аранжировок для композиций Крупнова, но непосредственными авторами не были. Нынешний лидер и автор, Дмитрий Борисенков, не стоял у истоков команды. У истоков были Михаил Светлов, поигравший в оригинальном Обелиске довольно непродолжительное время, от силы пару лет, и Юрий Алексеев, бывший вторым, после Крупнова, практически постоянным участником, но с 1995 года в составе отсутствующий.
Можно спорить касательно новых альбомов Нового Обелиска, но бесспорными являются заслуги воссоздания и презентации творческого наследия оригинального Обелиска. Благодаря активной концертной деятельности звучат классические песни, издаются архивные записи:
- Апокалипсис Live, 1986-1987
- One more day, 1991
- Стена, 1991
- Пятница, 13-е, 1992
- 20 лет и ещё один день. Видео концертов и клипы 1992-1993 годов.
На альбоме Пепел 2002 года несколько песен посвящены памяти Крупнова. Было это искренне, или это просчитанная спекуляция на трауре, трудно сказать. Однозначно одно, Чёрный Обелиск стал живым могильным памятником.
Параллельно с деятельностью Нового Обелиска, бывший директор Александр Юрасов во всю спекулирует на памяти Толика: то фильм выпустит, где почти ни слова об Обелиске, то альбомы перетасует, издавая непонятные и не имеющие никакой ценности сборники.
Каковы ваши соображения на счёт деятельности нового Чёрного Обелиска и отдельно Александра Юрасова?