Найти в Дзене
PRO ИКОНЫ и искусство

Физика света и биофизика цвета

А вы задумывались, почему мы не можем намешать один и тот же цвет дважды или почему один и тот же цвет нанесенный на разные поверхности смотрится по разному? Постараюсь перевести параграф из учебника Химии Беленького Е.Ф. с химического языка на человеческий. Что такое свет? Свет - это электромагнитная волна. Диапазон длин электромагнитных волн очень широк от величины более 10 километров до 0,005 нанометров, но видимый свет, который действует на зрительный нервы, находится очень в узком диапазоне длин волн приблизительно от 770 мкм до 400 мкм. Почему два раза один и тот же цвет краски не получается намешать? Цвет характеризуется цветовым тоном, интенсивностью (или насыщенностью) и яркостью (светлотой). цвет (цветовой тон) - длина волны (расстояние между гребнями электромагнитной волны) интенсивность (насыщенность) - амплитуда (высота гребня волны). Определяет только интенсивность (на окраску света не влияет). яркость (или светлота) - количеством отраженного света Таким образом, чтобы п
Оглавление

А вы задумывались, почему мы не можем намешать один и тот же цвет дважды или почему один и тот же цвет нанесенный на разные поверхности смотрится по разному? Постараюсь перевести параграф из учебника Химии Беленького Е.Ф. с химического языка на человеческий.

Что такое свет?

Свет - это электромагнитная волна. Диапазон длин электромагнитных волн очень широк от величины более 10 километров до 0,005 нанометров, но видимый свет, который действует на зрительный нервы, находится очень в узком диапазоне длин волн приблизительно от 770 мкм до 400 мкм.

Почему два раза один и тот же цвет краски не получается намешать?

Цвет характеризуется цветовым тоном, интенсивностью (или насыщенностью) и яркостью (светлотой).

цвет (цветовой тон) - длина волны (расстояние между гребнями электромагнитной волны)
интенсивность (насыщенность) - амплитуда (высота гребня волны). Определяет только интенсивность (на окраску света не влияет).
яркость (или светлота) - количеством отраженного света

Таким образом, чтобы первый замес краски и второй замес краски были идентичны, нужно решить задачу "о трех переменных". Кисточкой и краской в работе её решать очень сложно.

То есть, если два цвета, у которых цветовой тон, насыщенность и яркость равны - цвета совершенно одинаковы.

Оптические явления в красочной пленке

Часть света, падающего на поверхность красочного слоя, отражается от ее поверхности, а часть преломляется и проходит в пленку.

Отраженный от поверхности пленки свет создает ощущение блеска или матовости.

Та часть света, которая преломляется и проходит в пленку, встречает частицы пигмента, от которых она отражается, и эта часть лучей попадая в глаз, вызывает ощущение цвета.

-2

Красочный слой - среда связующего вещества с частицами пигмента. Эти частицы пигмента поглощают и отражают свет. Из-за избирательного поглощения света частицами пигмента мы и видим красочный слой цветным, когда луч света выходит на поверхность.

Свет, который пройдет в красочный слой и пройдет только через частицу пигмента в верхнем слое - на поверхность выйдет очень слабо окрашенным.
Свет, преломившийся в первой частице пигмента, пройдет дальше во внутрь красочного слоя, пока не встретит вторую частицу пигмента. В этой второй частице пигмента произойдут те же явления, что и в первой.
Свет, отразившийся из второй частицы, также выйдет из пленки окрашенным, но его окраска будет интенсивнее (насыщеннее), чем окраска света, отразившегося из первой частицы, так как путь, пройденный им в поглощающей среде (пигменте), — больше.

Чем глубже в пленку проникает свет, тем через большее количество частиц пигмента он проходит и тем насыщеннее становится окраска отраженного света.

Свет, который пройдет всю толщину красочной пленки, отразится от поверхности грунта, затем пройдет на обратном пути дополнительно ряд частиц пигмента и выйдет из красочного слоя - будет наиболее насыщенным.

Красочный слой будет тем сочнее и насыщеннее, чем глубже в пленку проникает свет, т. е. чем прозрачнее пигмент.

Таким образом повышая прозрачность красочных слоев тем, что используется пигмент тонкого помола и слои наносятся многократно, но максимально тонко - мы можем повысить яркость воспринимаемого цвета. Что собственно и видим в темперной живописи в иконописи. Пигменты использующиеся там - не очень яркие, а та самая прозрачность - добавляет света и яркости иконе.

Предыдущая статья:

Следующая статья: